Продолжительность реализации проекта: 2 недели (14.10-26.10). Участники проекта – дети средней группы, родители, воспитатели. Тип проекта: исследовательско-творческий. Почему я выбрала именно этот проект? Во-первых я очень люблю осень. Это прекрасная пора. Когда вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Самое главное условие при выборе темы – это интерес детей, что обеспечивает мотивацию к учению. Дети очень любят осень, красоту осени. Природа -вечный источник детского разума. Во-вторых, проект исследовательско-творческий, т.е. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности. Данный проект позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными направлениями развития.
Актуальность проекта
В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к природе, исследовательские навыки. Предоставляем малышам возможность самостоятельного приобретения знаний. Приобщаем к совместной деятельности родителей.
На основе изученных проблем детей поставила цель проекта.
Цель проекта: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью. Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, для развития исследовательской активности, развития творческих способностей.
Задачи
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения и любви к природе родного края,
- воспитание умения любоваться красотой осенней природы.
Развивающие:
- развитие у детей познавательных способностей к осенним изменениям в жизни деревьев,
- развитие умений детей в продуктивной и других видах деятельности.
Обучающие:
- обучение детей устанавливать связи взаимодействия человека с природой.
Проект “Деревья осенью” имеет три этапа.
1 этап - подготовительный. Я сформулировала цель проекта. Разработала план движения к цели (обсуждение с воспитателями, родителями, ). Составила план – схему проекта. Включила в план – схему проекта различные виды детской деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Подготовила проект и конспекты непосредственно образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей. Организовала с детьми экскурсии: в осенний парк; по участку детского сада.
2 этап – основной. Организовала непосредственно образовательную деятельность по темам: “Деревья осенью”, “Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий”, “Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин “Осень”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Бродский “Опавшие листья”, В. Поленов “Золотая осень”; “Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени: “Дуб и орешник” Л.Н. Толстого, “По лесным тропинкам” Е. Трутнева, “Осень на пороге” Н. Сладкова, “Осень” А. Пушкина, “Четыре желания” К. Ушинского; “Знакомство с профессией дворника”; “Составим из осенних листьев”, экскурсия в осеннюю природу. Организовала совместную деятельность с детьми: труд по уборке листьев на участке, экскурсия в осеннюю природу, на прогулке сбор листьев для гербария и поделок, разучивание подвижных игр “Мы осенние листочки”, “Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги”, оформление группы к празднику “Золотая осень”.
Организовала самостоятельную деятельность детей: обследование детьми и сравнивание листьев и деревьев, наблюдение за листопадом; дидактические игры: “Чей лист?”, “Найди лист”, “Найди дерево по семенам”.
Перспективный план реализации проекта
№ | Реализация ФГТ | Тема | Виды деятельности |
1 | Социализация Коммуникация Познание Музыка |
Деревья осенью | Непосредственно образовательная деятельность |
2 | Познание Коммуникация Социализация |
Экскурсия в осенний парк | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
3 | Познание Коммуникация Социализация |
Составление описательного рассказа о деревьях в осенний период | Непосредственно образовательная деятельность |
4 | Познание Коммуникация Социализация |
Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин “Осень”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Бродский “Опавшие листья”, В. Поленов “Золотая осень”. | Непосредственно образовательная деятельность |
5 | Познание Коммуникация Социализация |
Наблюдение за листопадом | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
6 | Познание Коммуникация |
Обследование и сравнение листьев и деревьев | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
7 | Познание Коммуникация Социализация |
Дидактические игры: “Чей лист?”, “Найди лист”, “Найди дерево по семенам”. | Самостоятельная деятельность детей |
8 | Чтение художественной литературы Познание Коммуникация Социализация |
“Дуб и орешник” Л.Н. Толстого, “По лесным тропинкам” Е. Трутнева, “Осень на пороге” Н. Сладкова, “Осень” А. Пушкина, “Четыре желания” К. Ушинского | Непосредственно образовательная деятельность |
9 | Познание Коммуникация Социализация Труд |
Знакомство с профессией – дворник. | Непосредственно образовательная деятельность |
10 | Социализация Труд |
Помощь в уборке листьев на участке | Самостоятельная деятельность детей |
11 | Социализация Труд Познание |
Сбор листьев для гербария и поделок | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
12 | Познание Коммуникация Социализация |
Подвижные игры “Мы осенние листочки”, “Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги”. | Самостоятельная деятельность детей |
13 | Художественное творчество Познание Коммуникация Труд Музыка |
Конструирование –коллаж из осенних листьев | Непосредственно образовательная деятельность |
14 | Художественное творчество Социализация Труд Коммуникация |
Оформление группы к празднику “Золотая осень” | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
15 | Художественное творчество Познание Труд Музыка |
Рисуем ветку рябины | Самостоятельная деятельность детей |
16 | Художественное творчество Познание Труд Музыка |
Лепим кленовый лист | Самостоятельная деятельность детей |
17 | Художественное творчество Социализация Труд Коммуникация |
Выставка творческих работ детей. Презентация | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
3 этап – заключительный. Самый интересный этап.
Организовала выставку совместных работ детей и взрослых “Красота осени”.
Подготовили и провели праздник “Золотая осень” с участием родителей,
Взаимодействие с родителями:
- создание папки-передвижки для родителей “Красота осени”,
- праздник “Золотая осень”,
- конкурс совместных работ, при организации конкурса совместных с родителями работ обнаружилось, что многие дети с родителями и дома оформили очень интересные гербарии, коллажи,
- составление загадок о деревьях осенью и издание книжки – малышки.
Ожидаемый результат:
- научились наблюдать за природой родного края, любоваться ее красотой,
- научились передавать свои наблюдения на рисунках,
- закрепили названия деревьев, их строение, внешние признаки,
- получили развитие семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.