Класс: 5 класс
Форма урока: урок усвоения новых знаний
Цели |
|
|
Задачи |
|
|
Планируемые результаты | Предметные умения Выполняет построения симметричных фигур. Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности. |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Фронтально, в парах, группах самостоятельно |
Учебно-методическое
обеспечение: еженедельная учебно-методическая
газета “Математика” издательского дома
“Первое сентября”, № 2, 2004 год. Программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word. Исследовательская работа Карточки с видами симметрии, карточки с названиями рабочих групп, зеркала, геометрические фигуры, алфавит, полуватманы с таблицами, клей, кубики. |
|
Основные термины, понятия | “симметрия”, “симметрия в окружающем мире”. |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||
Время Этап урока |
Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||
Организационный момент. Мотивация 3 мин |
Загадка для определения темы урока | Приветствие, настрой на работу Загадывает загадку: Я в листочке, я в кристалле, Как вы думаете, о чем идет речь? |
Приветствуют учителя
Выслушивают загадку. Дают ответы на вопрос. (Предположения учащихся) |
Личностные: Формирование
ответственности, мотивация учения Регулятивные УУД: Организовывать деятельности. Развивать грамотную математическую речь Коммуникативные УУД: Уметь задать вопрос и давать ответы. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Познавательные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
||||||||||||||||||||
Вступительное слово учителя. 7 мин |
Понятие симметрии Определение симметрии Виды симметрии Элементы симметрии Симметрия в математике Симметрия в русском языке Симметрия в биологии Симметрия в архитектуре Кластер “Симметрия” |
Сегодня на занятии мы прикоснемся к
удивительному математическому явлению –
симметрии. В древности слово “симметрия”
употреблялось как “красота”, “гармония”.
Термин “гармония” в переводе с греческого
означает “соразмерность, одинаковость в
расположении частей”. Известный немецкий
математик нашего столетия Герман Вейль дал
определение симметрии таким образом: “Симметрия
является той идеей, с помощью которой человек
веками пытается объяснить и создать порядок,
красоту и совершенство. Посмотрите внимательно на рисунки? Что вы на них увидели? |
Слушают | Личностные УУД: Уметь работать в группе. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель. Регулятивные УУД: Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь Коммуникативные УУД: Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Познавательные УУД: Осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты. |
||||||||||||||||||||
Такие фигуры называют симметричными, а
прямую, разъединяющую эти фигуры – осью
симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то
эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть
одну фигуру (демонстрирует данное утверждение). В зависимости от того, как расположена прямая, различают два вида симметрии: вертикальная и горизонтальная, общее название которых осевая. Кроме этого различают зеркальную и центральную симметрии. Принцип симметрии играет важную роль в разных областях науки: математике, архитектуре, живописи, природе. И сегодня на занятии мы попробуем это с вами доказать... |
Смотрят на экран Отвечают на вопрос |
|||||||||||||||||||||||
Работа в группах 15 мин |
1 группа Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, “Н” имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии, а “В” - только горизонтальную, а “У” вообще не имеет оси симметрии Задание: У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:
По окончанию работы сделайте соответствующие выводы. Вывод: Все буквы алфавита делятся на 4 группы:
2 группа У вас на столах имеется набор различных геометрических фигур. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры. В результате работы заполните следующую таблицу:
А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах? Вывод: Некоторые фигуры имеют ... ось симметрии, есть фигуры, которые имеют ... осей симметрии и отличают фигуры, которые ... симметричны, то есть не обладают свойством симметрии. 3 группа Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья деревьев.
Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией. Задание: У вас на столах находятся картинки с изображениями животных, растений. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные картинки любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие картинки обладают симметрией, а какие нет. Определите, какие из них имеют лучевую симметрию, а какие вертикальную, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:
Вывод: Насекомые, птицы, животные, цветки растений ... Симметрия форм, окраски насекомых, птиц, цветков растений придает им ... У цветков, как правило, ... осей симметрии. 4 группа Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Практическая работа. Проведите исследование устойчивости собранных из кубиков двух пирамид: одной симметричной, другой нет. Сделайте вывод. |
Для этого давайте распределим обязанности путем выбора, каждая группа будет работать только в одном направлении в течение 10 минут, по окончанию каждая группа представляет небольшой отчет о проделанной работе (в процессе работы групп учитель дает небольшие консультации). | Определяются с выбором направления, получают задания, приступают к выполнению. | Личностные УУД: Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель. Регулятивные УУД: Организовывать планирование, анализ, рефлексию. Развивать грамотную математическую речь Коммуникативные УУД: Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Принимать решения, нести ответственность. Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты. |
||||||||||||||||||||
Защита проекта 12 мин |
Слушаем учащихся отчет о проделанной работе | Выслушивает выводы о проделанной работе | Выступают у доски со своими проектами и выводами. | Личностные УУД: Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Регулятивные УУД: Организовывать самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь Коммуникативные УУД: Принимать решения, нести ответственность. Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; |
||||||||||||||||||||
Рефлексия 5 мин |
Вопросы:
|
Выслушивает ответы учащихся | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: Формирование
ответственност, мотивация учения Регулятивные УУД: Организовывать самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь Коммуникативные УУД: Уметь задать вопрос и давать ответы. Принимать решения, нести ответственность. Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера. |
||||||||||||||||||||
Подведение итогов 3 мин |
Загадки для рефлексия | И напоследок у меня осталась ещё одна
загадка. Попробуйте угадать, что это. В природе - это источник энергии, в архитектуре - элемент для создания орнаментов, в русском языке - одна из букв, в математике – фигура, имеющая несколько осей симметрии. Ещё в Древней Греции её считали венцом совершенства. Как вы думаете, что это? Конечно же, это круг. И подводя итог нашего занятия, хочу отметить вашу прекрасную и плодотворную работу. А так как любая работа требует вознаграждения, хочу подарить вам небольшие подарки в виде круга - смайлика. Спасибо за работу. |
Отгадывают загадки
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. Мне понравилось (не понравилось).... Оцениваю свою работы на уроке. |