Цели и задачи
- помочь детям осознать себя частью природы;
- формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в паре и группе;
- повторить с детьми правила поведения на природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, подготовка костюмов персонажей.
Ход классного часа
1. Чтение и обсуждение сказки
Учитель. Послушайте сказку “Новые жильцы” и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Учитель читает сказку.
Давным-давно это было. Среди холодного космоса появился огромный дом - планета Земля. (Слайд 2) И был тот дом украшен необыкновенной природой. Она была так прекрасна, что никто не мог устоять перед её красотой. (Слайд 3-5) Всё было при ней: зелёные леса, (Слайд 6-9) прозрачные реки, (Слайд 10) глубокие моря, (Слайд 11) зеркальные озёра, (Слайд 12-16) пёстрые луга.
А жителями планеты Земля были звери, птицы, рыбы, насекомые. (Слайд 17) Они соблюдали чистоту, потому что очень любили свой дом.
Но однажды в этом доме появились новые жильцы – люди. Они были самыми умными и в то же время самыми безжалостными из всех обитателей планеты. Люди стали вырубать леса, убивать животных, уничтожать чистую воду, не задумываясь над тем, что они сами часть природы.
И в доме планета Земля стали происходить ужасные вещи. (Слайд 18) В водоёмах стало мало рыбы, в воздухе появились озоновые дыры, наступило глобальное потепление климата. Лес был завален бумагой, консервными банками, полиэтиленовыми пакетами и стеклянными бутылками. (Слайд 19)
Природа стала гибнуть. А так как люди сами часть природы, они тоже стали гибнуть. Люди умирали от болезней, которые сами создали. Задыхались от воздуха, который сами загрязнили. (Слайд 20) Травились продуктами, которые сами выдумали.
Бедные звери, птицы, рыбы и птицы не знали, что делать, как навести порядок в своём доме, как спасти природу. И до сих пор не знают...
Вопросы для обсуждения:
- О чём эта сказка?
- Согласны ли вы с тем, что люди часть природы? Почему?
- Что произойдёт с людьми, если они не исправятся?
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
2. Путешествие к жителям планеты Земля
Учитель. Предлагаю совершить небольшое путешествие к жителям планеты Земля, и полюбоваться ими, какие они красивые, забавные и необыкновенные. А помогут нам в этом загадки и познавательные сообщения. (Слайд 21-41)
3. Обвинение людей жителями планета Земля
Учитель. Давайте послушаем, в чём обвиняют людей жители планеты “Земля”.
Выходят дети в соответствующих костюмах.
Белочка.
Хозяйка-белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий...Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Г. Ладонщиков
Медведь. Я охраняю лес и очень огорчаюсь, что люди совсем его не берегут. Самое страшное, что они жгут костры и не тушат их. Поэтому иногда сгорают целые леса. А новый лес может вырасти через много десятков лет.
Берёза. Люди весной часто ходят в лес и собирают с нас сладкий берёзовый сок. Сделают надрез неправильно, и мы теряем всю кровь. У нас становится всё меньше и меньше сил, и, в конце концов, мы умираем.
Цветы. Мы хотим обвинить людей в том, что они без разбора рвут цветы. Рвут охапками. А мы, полевые цветы, хороши только на полянке, а дома мы быстро вянем. Если все сорвут цветы, опустеют все поляны и не будет красоты.
Бабочка. Мы обвиняем людей в том, что они уничтожают нас без надобности. А что будет, если мы исчезнем?
Пчела. Если мы - насекомые исчезнем, то лес будет загрязняться. Появится множество мёртвых зверьков – ведь исчезнут жуки-санитары.
Муравей. Если исчезнут насекомые, то исчезнут птицы. А потом звери и рыбы.
Сова. Люди, не убивайте птиц. Ведь мы ваши помощники. Только я одна за год уничтожаю до одной тысячи мышей – то есть я спасаю вас от болезней!
Учитель. В чём же обвиняют людей жители планета Земля?
4. Работа в парах.
Учитель. Как вы думаете, почему некоторые люди так поступают? Обсудите этот вопрос в паре.
Ученики повторяют правила работы в паре. Заслушиваются выступления пар. (Слайд 42)
5. Обсуждение поступков людей.
Учитель.
Кто не любит на природе
Провести часок-другой,
При хорошей да погоде
Так не хочется домой!
У реки, в лесу и в поле
Можно время проводить,
Только так, чтобы природе
Нам всерьёз не навредить!
Учитель. Давайте обсудим поступки людей, которые любят отдыхать на природе.
Послушайте стихотворение С. Михалкова “Прогулка”
Ученик 1.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Ученик 2.
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Ученик 3.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Ученик 4.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Ученик 5.
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Ученик 6.
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули и ушли!
Ученик 7.
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусору гора!
Ученик 8.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Учитель. Кто из вас наблюдал такую картину на природе? Согласны ли вы с тем, как поступили ребята? Что бы вы им посоветовали?
Ученик 1.
Чтобы не было на свете
Вот таких ребят, как эти,
Чтобы берегли природу все:
И взрослые, и дети, -
Надо просто стать добрее,
Надо вспомнить, что мы люди,
И тогда природа тоже
Нас с тобой полюбит!
6. Люди – часть природы.
Учитель. Как можно не любить природу? Она похожа на сказку, в которой происходят чудеса. (Слайд 43) Огромный месяц висит в воздухе так близко над землёй, что кажется можно дотронуться до него рукой. Сверкающая лунная дорожка на поверхности зеркальной глади реки. (Слайд 44-49) Причудливые облака тают в воздухе и снова преображаются в диковинные фигуры. (Слайд 50) Пробивающиеся лучи солнца сквозь траву и ветки деревьев. (Слайд 51-53) Завораживающий восход солнца и ослепительный закат. (Слайд 54-55) Бриллиантовый блеск снежинок под лучами солнца или падающим светом от фонаря. Разве это не чудо?
Ребята, давайте выступим в защиту природы!
Ученик 1.
Что за варварство такое?
Травим рыбу, речку, море,
Глушим рыбу, рвём цветы
Для минутной красоты.
А одно понять не можем:
Без природы мы не сможем
Ни дышать, ни петь, ни жить,
Ни смеяться, ни любить.
Мы с природою едины,
С нею мы не разделимы.
Ведь природа – Я и Ты,
Речка, воздух и цветы.
Ученик 2.
Взрослым и детям давно пора знать,
Что для природы важнее всего –
Это везде чистоту соблюдать,
И больше не надо почти ничего.
Мусору – свалка, а птице – гнездо.
Белкам и зайцам – леса и поля,
Не загрязняй никогда ничего,
И будет тебе благодарна “Земля”.
Ученик 3.
Давайте, люди, беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
7. Работа в группах.
Учитель. Мы все живём в нашем общем доме, поэтому нам - людям нужно соблюдать чистоту и беречь природу. Только тогда мы сможем навести порядок на планете Земля. (Слайд 56)
Предлагаю поработать в группах и составить правила поведения на природе. Сделать это вам помогут произведения поэтов.
Ученики придумывают название группы, выбирают капитана группы, повторяют правила работы в группе.
Учитель.
Её ломают ветвями огромными,
Молоденьких деревьев не щадят.
И тянется за дачными вагонами
На плач похожий горький аромат.
Беззвучный плач возник не от того ли,
Что, если сплошь все гроздья оторвут,
Лишат её и материнской доли,
Душистых ягод холить не дадут!
Л.Татьяничева
Ученики работают в группах. Слово предоставляется капитанам групп.
Учитель. Правило первое: не ломай деревья и кустарники. Помни, что растения – это живые существа. Ветки вместе с листьями играют большую роль в их жизни. Например, листья – части растения, с помощью которых оно дышит и питается. (Слайд 57)
Учитель.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Р.Гамзатов
Ученики работают в группах. Слово предоставляется капитанам групп.
Учитель. Правило второе: не рви на лугу, в лесу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе. (Слайд 58)
Ученик.
Были дни, когда журчала,
Веселилась, не скучала,
Бирюзой рассыпалась,
Вся искрилась и плескалась.
Но со временем, друзья
Задыхаться стала я,
Мёртвой стала плоть моя.
Солнце больше не искрится,
Рыба здесь не нерестится.
Помогите мне, друзья,
Так существовать нельзя.
Ученики работают в группах. Слово предоставляется капитанам групп.
Учитель. Правило третье: не загрязняй водоёмы. Без чистой воды всё живое на планете погибнет. (Слайд 59)
Ученик.
Что ты тискаешь утёнка?
Он – малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку,
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?
Взял бы крепко тебя в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы ты звать папу,
И брыкаться, и кричать!..
С. Чёрный
Ученики работают в группах. Слово предоставляется капитанам групп.
Учитель. Правило четвёртое: не бери в руки птенцов, потому что птицы, чувствуя запах человека, могут не признать птенчика, и он погибнет. (Слайд 60)
Учитель.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв,
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил.
Н. Красильников
Ученики работают в группах. Слово предоставляется капитанам групп.
Учитель. Правило пятое: веди себя в лесу, как в гостях: вежливо, культурно, обходительно. (Слайд 61)
8. Рефлексия
Учитель. Предлагаю каждому из вас высказать свои пожелания людям, для того чтобы сохранить наш общий дом – планету Земля. (Слайд 62)
Ученики высказывают свои пожелания.
Учитель. Закончить наше занятие мне хотелось бы словами французского писателя и поэта Альфонса де Ламартина: “Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы”. (Слайд 63)
Литература
1. Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс / Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс / Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.