Занятие по развитию речи для детей старшей группы на тему "Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.
  • Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.
  • Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.

Оборудование: презентация по теме.

Ход занятия

1. Беседа.

– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.

Устное, так как тот или иной жанр передавался “из уст в уста”. Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.

Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.

Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы “Куй железо, пока горячо” и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.

3. Сообщение воспитателя.

В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.

Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.

Вот люди и стали говорить: “Куй железо пока горячо!”, но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.

Вопросы для детей:

  1. Кто такой кузнец?
  2. Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?
  3. Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?
  4. Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?

4. Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.

5. Физкультминутка. “Кузнец”

Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

6. Составление рассказа по пословице.

- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.

В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.

В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:

- Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?

- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.

- Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.

- Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.

Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.

Когда работа была закончена, воспитатель сказал: “Маленькое дело лучше большого безделья”.

7. Работа над рассказом.

- Почему так сказал воспитатель?

- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?

- Как безделье становится большим?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Пословицы о труде:

  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Мала пчелка, да и та работает.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.

8. Дидактическая игра “Скажи наоборот” (подбор антонимов)

  • Горячий — холодный
  • Трудолюбивый — ленивый
  • Красивый — безобразный
  • Ухоженный (сад) — заброшенный
  • Аккуратно — небрежно
  • Тяжёлый — лёгкий

9. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества

Мы выяснили, что пословица “Куй железо, пока горячо” имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.