Тип урока: “ОТКРЫТИЯ” НОВОГО ЗНАНИЯ
Цель урока:
- расширить представление учащихся о профессиях и их важности для людей;
- расширять словарный запас учащихся; развивать речь, память, логическое мышление, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.
Личностные:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; осуществлять синтез как составление целого и частей;
- проводить анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; уметь соотносить профессии со сферами экономики.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации так и в конце действия;
- формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли “хорошего ученика”.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: компьютер, экран, учебник: А.А. Плешаков “Окружающий мир”, “Рабочая тетрадь”.(2 класс), дидактические картинки; презентация.
Этап урока Цели этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Начинаем ровно в срок - Ребята, перед вами лесенка успеха, к концу урока вам нужно будет оценить свою работу и стремиться подняться как можно выше по этой лесенке. |
Приготовление к уроку. Приветствие учителя. |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Прием “Необъявленная тема” - Ребята, извините, но моя рука отказалась писать тему урока, и, кажется не случайно! Вот вам загадка, которую вы разгадаете уже совсем скоро: почему моя рука отказалась записать тему урока. Но начать урок нам все равно надо, и начнем мы его с повторения изученного материала. Мудрая черепаха приготовила для вас вопросы: |
|
Как называется первый русский музей? (Кунсткамера)
Когда и при каком царе была открыта Кунсткамера? (300
лет назад при Петре I ) - В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры? (В художественных музеях) - В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве) - Какой музей есть в Каргате?(Краеведческий музей) - О каком времени мы можем узнать в этом музее? (О прошлом и настоящем) - А какие ещё учреждения культуры есть в Каргате? (Районный дом культуры, библиотека) - Какие вы знаете образовательные учреждения? (Школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория) |
Слушают учителя; дают ответы на поставленные вопросы | |
3. Выявление места и причины затруднения | - А вот еще задание от Мудрой Черепахи - Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте. (слайд2) 1. Если заболело ухо, 2. Знает точно детвора, 3. Под весенний птичий свист 4. Вот на краешке с опаской 5. Мебель, хлеб и огурцы, 6. С сумкой тяжёлой обходит район, 7. За мольбертом с кистью я. 8. Наведет стеклянный глаз, - Предположите о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (о профессиях) Слово “профессии” открываю на доске |
Отгадывают профессии, определяют о чем будем говорить на уроке. |
4. Построение проекта выход из затруднения. | - Кто знает, что означает слово
профессия? Вот, что говориться в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. “Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”. (слайд 3) - Какая профессия, самая важная? - Людям, каких профессий необходимо трудиться? Открыть на доске слова “все” и “важны” |
Трудиться надо всем |
5. Реализация построенного проекта | Итак, теперь мы можем назвать тему
нашего урока? “Все профессии важны” - А вы согласны с этим высказыванием? - Мы сегодня попробуем проверить правильность этого высказывания. - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (расширить знания о разнообразии профессий, о роли людей различных профессий.) - Какие профессии, кроме тех, которые мы отгадали, вы еще знаете? - А какие профессии у ваших родителей? - Сейчас вы назвали все профессии, или только малую их часть? В современном мире насчитывается около 40 тыс. профессий. В России более 7 тыс. профессий. В 17 веке на Руси было около 200 профессий. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. (слайд 4) Например: Человек-будильник. Сейчас нас будят электронные будильники, а раньше это делал специальный человек. Он ходил по улицам и стучал в окна и двери, чтобы убедиться, что люди проснулись. Трубочист. Люди, которые удаляли сажу из труб печей. Фонарщик. Мы привыкли к тому, что уличные фонари автоматически включаются в сумерках и выключаются утром. Но раньше для этого дела нужен был фонарщик. Используя длинный шест, он тушил, зажигал и дозаправлял уличные фонари. Возможно, значение многих профессий вам неизвестно. (ихтиолог, энтомолог, спелеолог) (слайд5) - Каким родом деятельности занимается ихтиолог? и т.д Существуют также редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете. В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – “переворачиватель пингвинов”. Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. Подробнее узнать об этой профессии вы можете самостоятельно. |
Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Игра “Узнай профессию” А теперь мы с вами поиграем, я вам буду называть опорные слова, а вы по ним отгадаете профессию и расскажете в чем важность этой профессии. 1. Стетоскоп, градусник, шприц... 2. Указка, ручка, книга... 3. Весы, калькулятор, гирьки... |
Определяют профессии по опорным словам и называют качества, которыми должны обладать люди названных профессий. |
- Расскажите, что вы знаете об этих
профессиях. - Человек любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. - Какими качествами должны обладать люди названных профессий? - Выберите из предложенного списка качества необходимые данной профессии. (Работают по рядам в парах) |
Выбирают из предложенного списка качества к каждой из названных профессий. | |
- Как вы думаете, чем важны эти
профессии? - Какой мы можем сделать вывод? Работа в тетради - Откройте тетради на с 81. Муравей вопросик опять что-то перепутал на своих рисунках. Покажите стрелками кому с кем нужно поменяться. - Выполните взаимопроверку - Давайте вспомним отрасли экономики. Какие отрасли экономики вы знаете? (слайд 6) |
Называют отрасли экономики. Выполняют задание в тетради. |
|
7.Физминутка | Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.) Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.) потолок (“красим потолок”) и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.) Я — электрик. Свет включу, (“Включаем свет, нажимая на выключатель”.) Только лампочку вкручу. (“Вкручиваем лампочку” — вращательные движения кистью правой руки.) Приходите в новый дом (Ладони “домиком”.) И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.) |
Слушают стихотворение и повторяют за учителем. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в группе. На карточке прочтите
название профессий и соотнесите их с отраслями
экономики. Для этого запишите номер, под которым
записана профессия в розовый прямоугольник. Проверка по эталону (слайд 7) |
|
9. Включение в систему знаний и повторения | - Все профессии нужны, все профессии
важны! (слайд8) - А теперь самое время отправиться на много лет вперед, окунуться в будущее. - У вас есть мечта? - Перед вами снежинки, напишите, кем бы вы хотели стать в будущем, а на другой стороне снежинки напишите свое имя и фамилию. Все ваши снежинки мы сложим в один конверт. Я уверена, через много лет вам будет очень интересно узнать, кем вы мечтали стать. - Что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись? (читает ученик) - Много здесь профессий разных, - Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него “золотые руки”. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь! |
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
10. Рефлексия | А сейчас ребята, возьмите силуэт
человечка и поставьте его на нужную ступеньку.
Оцените свою работу на уроке честно. Кто все понял, работал хорошо и может помочь товарищу клеит своего человечка на ступеньку “5”. Кто работал на уроке не в полную силу –ступенька “4”. Кто работал, но у него не все получалось – ступенька “3”. - Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
11.Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Домашнее
задание можете выполнить на выбор. I вариант Учебник с. 124-129 Рабочая тетрадь: с.81 №3 II вариант Взять интервью у своих родителей, бабушек или дедушек, в котором, они вам расскажут, почему они выбрали свою профессию. Чем она важна для них, для других. Записать интервью. |