С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?
М.Матусовский
Патриотизм -- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Воспитание патриотизма -- это просто создание для ребёнка тёплой, уютной атмосферы. Главный мотив в патриотическом воспитании -- воспитание в ребятах чувства ответственности. Оно -- залог патриотизма. Если понятие «патриотизм» разложить на составляющие, в нём обнаружатся: эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо и до конца.
Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:
- Задачи эстетического и нравственного воспитания. Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны.
Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира. - Задачи физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием. - Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
Труд ребёнка --- дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети 6-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию , но и направленные на общую пользу. Следует также воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность.
4.Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
По патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2. Наблюдения;
3. Рассказ;
4. Беседы;
5. Использование детских художественных произведений;
6. Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
8. Привлечение детей к посильному общественному полезному труду в ближайшем для детей окружении;
9. Поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город (село) и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция---самый сильнодействующий фактор воспитания).
Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда: --проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса.
Цель патриотического воспитания -- развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.