Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка для поддержания интереса к изучению предмета

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Для успешного овладения иностранным языком всегда необходимо привлечение материала о культуре и истории страны изучаемого языка. Данный аспект стал особенно актуален при введении ФГОС второго поколения.

Использование страноведческого материала помогает поддерживать интерес к изучению иностранного языка на всех этапах его изучения. Обучающимся кажется, что они попадают в новый мир, и, иностранный язык служит средством, чтобы понять его.

Страноведение тесно связано с метапредметностью. Знания, полученные на уроках географии, истории, музыки, литературы обучающиеся могут смело применять на уроках иностранного языка. Интегрированные занятия помогут понять ученикам, что изучение языков не оторвано от реального мира и может применяться в разных сферах жизнедеятельности. Сравнение исторических и культурных событий разных стран дает полную картину того или иного события, помогает проанализировать его и дать обдуманную оценку.

Недостатком современных образовательных программ является отсутствие в школьных учебниках системно представленного описания истории государства, подкрепленного наиболее полным страноведческим материалом. Недооценка вовлечений подобного материала в процесс образования ведет к упущению возможности более глубинного познания картины мира. Данная проблема находит определённое решение в виде проведения занятий с использованием страноведческого материала на различные тематики, что ведет к создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

Рассмотрим несколько примеров использования страноведческого материала на уроках иностранного языка.

Список можно начать с известного короля Артура (легендарного вождя бриттов V—VI века) и Робина Гуда (популярного героя средневековых английских народных баллад). Читая о жизни этих героев, можно не только изучить легендарное прошлое Великобритании, но и подчерпнуть многое для воспитания современного поколения: хорошая физическая подготовка, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, стремление защитить свою страну. Легенды служили сплочению и единению для достижения высокой цели. Стихи и художественные фильмы делают занятия интереснее и насыщеннее. Возможно проведение параллели между героями Отечества и персонажами, изученными на уроке, для того чтобы показать, что в каждой стране в любое время появляются те, кто становится легендами на долгие годы.

Изучить прошлое Великобритании поможет история жизни царицы иценов Боудикки (приблизительно 30-60 год 20 века). В телепрограммах часто встречаются фильмы и мультфильмы о доблестном короле Артуре и рыцарях круглого стола; о приключениях Робин Гуда и его друзей в Шервурдском лесу. История жизни царицы Боудикки мало известна, но очень интересна для изучения. Обучающиеся узнают о её жизни с большим интересом, смотрят фильм и слушают музыку, посвященную ей (Enya “Boadicea”), рассматривают фотографии скульптурной группы “Боадицея и её дочери” (Вестминстер, Лондон, автор Томас Торникрофт). Страноведческую тему урока можно перенести и во внеурочную деятельность или дать частично на самостоятельное изучение.

Уильям Уоллес (1270 - 1305) - шотландский рыцарь, один из военачальников в войне за независимость от Англии. Упоминания об этом герое единичны в учебниках английского языка, хотя он сыграл значительную роль в истории Шотландии. Почитается в Шотландии как патриот и народный герой. Ему и его подвигам посвящены многочисленные музыкальные произведения. Есть несколько компьютерных игр, например “Highland Warriors”. Известный фильм “Храброе сердце” (1995) раскроет тайны непростых событий того времени. Историю народного героя лучше изучать на старшей ступени обучения, сравнивая его с героями своей страны, выделяя отличительные черты его характера и примеряя их на себя. Можно составить список разных музыкальных произведений разных стран, посвященных людям, совершающим подвиги во имя идеи.

Многие исторические здания англо-говорящих стран хранят в себе тайны. Иногда изучая историю здания, изучаешь историю страны. На первом место по своей важности в обучении можно поставить Тауэр (дата основания 1066). Как писал герцог Эдинбургский в своей книге, посвященной 900-летию Тауэра, “за свою историю Лондонский Тауэр был крепостью, дворцом, хранилищем королевских драгоценностей, арсеналом, монетным двором, тюрьмой, обсерваторией, зоопарком, местом, привлекающим туристов”. Обучающимся нравится читать и смотреть материалы о Тауэре, который менялся год за годом вместе с историей страны. Они верят в легенды и призраки крепости, любят читать о тех, кто был узниками, добавляя рассказ учителя той информацией, которую получили на уроках истории.

Тауэр – одно из важнейших исторических зданий Лондона. Таких архитектурных построек много и не только в Лондоне, а и в других англо-говорящих городах и странах. Страноведческий материал сделает обычное изучение иностранного языка интереснее, а интеграция с другими предметами - более глубоким.

Музыка разных стран играет особую роль в обучении иностранному языку. Это и разные молодежные течения, исторические и политические события стран, музыкальные произведения, посвященные историческим личностям, развитие музыкальных течений, становление музыкальных групп. Самый простой пример применения: на многие грамматические правила можно подобрать музыкальный отрывок (degree of comparison or present perfect). При изучении многих тем музыка несет в себе и психологический аспект, помогает снять напряжение или лучше понять новую тему или событие.

Пример применения страноведческого материала на практике.

Технологическая карта урока

Предмет иностранный язык
Класс 8 класс
Общедидактическая цель создать условия для осознания и осмысления нового страноведческого материала, применение его в знакомой и новой учебных ситуациях;
Обучающая развитие навыков изучающего чтения на страноведческом материале;
Развивающая формирование коммуникативной, социокультурной и социолингвистической компетенции;
Воспитательная воспитание интереса к культуре страны изучаемого языка с привлечением дополнительного страноведческого материала;
УДД
  • интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к иной культуре;
  • развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
Тип урока комбинированный урок
Практические задачи урока
  • Совершенствование навыков ознакомительного и изучающего чтения
  • Расширение объема знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка
Методы обучения репродуктивные, метод проблемного изложения
Форма организации познавательной деятельности индивидуальная, групповая, фронтальная
Средства обучения раздаточный материал с заданиями, доска, проектор, компьютер, презентация по теме
Технологии технология развития критического мышления при обучении чтения и письму

Основные этапы урока.

  1. орг.момент;
  2. целеполагание и мотивация;
  3. актуализация знаний и умений;
  4. первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала;
  5. систематизация знаний и умений;
  6. применение знаний и умений;
  7. проверка уровня усвоения знаний и умений;
  8. рефлексия.

Оформление доски.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Написаны пословицы.

  • None but the brave deserve the fair.
  • Fortune favours the brave.
  • The man of courage never lost it.

1-3. Орг.момент. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и умений.

We will begin our lesson with some proverbs. Let us read them and translate. How do you think we are going to speak about? (варианты ответов обучающихся)

You are right. We will speak about courageous people. Now look at these pictures (<Рисунок 1>. <Рисунок 2>. <Рисунок 3>). Do you know who is it?

This is the queen of Iceni tribe Boadicea.

What have you heard about Boadicea?

(Прием “Корзина” идей, понятий, имен...)

  1. Have you ever heard this name?
  2. What did she do for her country?
  3. Where and When did she live?

4.Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала.

(Приём чтение с остановками)

(Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”)

An army of 40,000 Roman soldiers landed in Britain (Kent), Britain became a part of a huge Roman Empire, many Britons had to accept the Roman way of life, though some of them tried to resist the enemies.

The Romans won many victories, and it was clear that nothing could stop them.

Did the Romans meet any resistance in Britain?

But, in AD 60, the Iceni tribe led by their queen, Boadicea, revolted . Boadicea was a queen of the Iceni tribe who led an uprising of the tribes against the occupying forces of the Roman Empire. Boadicea was chosen as their leader.

How did she look like?

Boadicea was described as a woman of great intelligence. She was tall, had long red hair down to her hips, a harsh voice and a piercing glare, and habitually wore a large golden necklace , a many-coloured tunic, and a thick cloak fastened by a brooch.

Why did Boadicea's men have some success at first?

Of course the Roman soldiers were much better equipped than Boadicea's men, and they were much better trained too. But she led her soldiers into the battle herself, and when the military situation was almost hopeless she encouraged her men to fight.

Why did the Romans want to catch Boadicea ?

She had a lot of success at first. Her army burned some Roman cities. They destroyed an entire legion. Other tribes joined Boadicea and soon she had a huge army of 100,000 soldiers. The Romans wanted to catch her, because she led the resistance to their conquest of England.

In the end the Roman army was too strong for her rather wild and ragged band of men. They were surrounded, and had to give in. According to one report almost eighty thousand Britons fell" compared with only four hundred Romans.

Was Boadicea a great war leader?

Queen Boadicea had to face the prospect of becoming a prisoner of the Romans. She was a brave woman, and a great war leader, and she didn't like the prospect at all.

She also had two daughters who had been with her during the fighting, and she knew they couldn't expect much mercy from the Roman soldiers when they were caught.

She decided that death would be better for her and her daughters than the dishonour and bad treatment. The history books tell us that first she gave them poison and then took it herself, and when the Roman soldiers reached her, she was dead.

There is a monument to queen Boadicea in London.

Listen and read a poem about the queen Boadicea one by one.

Boudica Warrior Queen of the Iceni
A poem for kids by Jon Bratton and Paul Perro
(was written in 2009)

This is a tale of Boudica.
The Iceni Warrior Queen,
One of the most fearsome women
There has ever been.

She wore colourful clothes and she
Was tall and strong and loud.
She had a mane of long red hair.
You’d spot her in a crowd.

When the king died though
Things did not go as planned.
The Romans decided to claim
All the king’s wealth and land.

They came and stole from the Britons
Who were angry at being cheated.
What’s more the Romans were violent -
The queen and her daughters mistreated.

Queen Boudica was quite outraged;
She had never been angrier.
She summoned all of the tribes to
A place now called East Anglia.

"We can't let them do this to us!"
She said, "It isn’t right.
Let's get an army together
And let’s give the Romans a fight!"

So all of the tribes joined forces,
They were led by the red-haired Queen
It was the biggest army that
Britain had ever seen.

5. Систематизация знаний и умений.

Make sentences in order to make a story

  1. She had a lot of success at first.
  2. The war Boadicea fought was against the Romans.
  3. The Roman armies were held by her army and even driven back.
  4. In the end the Roman army surrounded Boadicea's army.
  5. Boadicea gave poison to her daughters and then took it herself.
  6. She led her soldiers into the battle herself.
  7. She knew she couldn't expect much mercy from the Roman soldiers.
  8. Her army burned some Roman cities and even London.
  9. Other tribes joined Boadicea.

6. Применение знаний и умений.

Crossword “Do you remember? ”

Приложение 1

7. Проверка уровня усвоения знаний и умений

Try to continue.

Make a short story.

Приложение 2

8. Рефлексия

Прием “Написание синквейна”

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого выражается отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза в контексте с темой.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При планировании надо строго обобрать страноведческий материал, подходящий для учебного года. Его не должно быть слишком много и он должен пресекаться с темами рабочей программы. Эффективно использовать страноведческий материал систематически, например, после окончания темы. Можно связать дополнительную информацию с проектной деятельностью учащихся и интегрировать задание с другими учебными предметами или взять одну страноведческую тему на год и постепенно её расширять. Результат работы со страноведческой темой показать на предметной неделе. Особенность страноведческого материала такова, что его можно использовать на любой ступени обучении (Робин Гуд – средняя ступень обучения, президенты США – старшая ступень обучения), на любом этапе освоения темы (можно брать страноведческий материал даже при введении и тренировке нового грамматического материала) и на любом этапе урока (фонетическая зарядка, рефлексия и так далее). Главными помощниками учителя станут интернет ресурсы, учителя предметники (проведение интегрированных занятий, консультации) и работники библиотеки (использование редких изданий и новинок). Нельзя отказываться от бумажных носителей информации. Печатные издания англо-говорящих стран станут помощниками учителя в достижении поставленных целей.

Ссылки на источники.

  1. Кауфман, К.И., Кауфман, М.Ю. “Страницы британской истории” / К.И. Кауфман. М.Ю. Кауфман. Книга для чтения по английскому языку в 7-11 классах общеобразовательной школы.- Титул.,2002.
  2. Эрлихман В.В. Король Артур / В.В.Эрлихман. - М.: “Молодая гвардия”, 2009. 
  3. URL:[ 13-century-ru.livejournal.com/46957.html] дата обращения: 25.12.2016
  4. URL:[ zagadki-istorii.ru/artefakt-31.html] дата обращения: 03.01.2017
  5. URL:[ http://www.interactive-english.ru/prezentatsii/128-great-britain-velikobritaniya-angliya/] дата обращения: 07.01.2017