Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Подгруппа углерода”, формирование у учащихся мышления через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами.
Задачи:
- образовательные: повторить строение атомов углерода и кремния, строение простых веществ, образованных атомами углерода и кремния, особенности их физических и химических свойств, а так же свойства важнейших соединений углерода и кремния;
- воспитательные: формировать научное мировоззрение учащихся, а также идей о материальности мира, причинно-следственных связей явлений; воспитание культуры общения;
- развивающие: развитие познавательного интереса школьников, совершенствование умений анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге.
Тип урока: повторения, обобщения и систематизации знаний.
Методы и методические приемы: экспресс-опрос, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа учащихся со схемами-конспектами, демонстрация средств наглядности, интерактивное выполнение упражнений, демонстрационные опыты.
Оборудование: подготовленный материал по теме “Подгруппа углерода”, вопросы для повторения, раздаточный материал для учащихся (схема - конспект), компьютер, проектор.
Реактивы: штатив с пробирками, растворы карбоната калия и силиката натрия, соляной кислоты, известковой воды, газоотводная трубка.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Структура и ход урока
- Экспресс-опрос по теме. Проверка домашних задач (с.91, задачи 1, 3).
- Интерактивное выполнение упражнений из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: “Общая характеристика углерода и кремния по положению в ПС”.
- Соединения углерода и кремния (запись ответов на доске).
- Демонстрационные опыты по теме.
- Химические свойства углерода и кремния и их соединений. Цепочки превращений.
- Самооценка деятельности на уроке.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ПЛАН
(для учащихся)
1. Экспресс-опрос:
а) Какую подгруппу химических элементов мы изучили, перечислите их.
б) Что можно сказать о размере радиусов атомов от углерода до свинца? О проявлении неметаллических и металлических свойств.
в) Типы связи и кристаллических решеток в простых веществах.
г) Какой из химических элементов важнейший в живой и неживой природе?
д) Перечислите аллотропные формы углерода.
е) Какая кислота сильнее: угольная или кремниевая? Объясните.
2. Интерактивное выполнение упражнений из единой коллекции цифровых образовательных ресусов: “Общая характеристика углерода и кремния по положению в ПС”.
3. Соединения углерода и кремния. Назовите и расставьте степени окисления:
СН4 – Al4C3 – СО – Mg2Si – СО2 – Na2CO3 – Н2SiO3 – Ca(HSiO3)2 – SiH4 – K2SiO3 – H2CO3 – Cs(HCO3)2 – SiO2 – C – CaCO3 – NaHCO3 –
4. Демонстрационные опыты (качественные реакции):
а) кальцинированная сода + соляная кислота =
б) силикат натрия + соляная кислота =
в) углекислый газ + известковая вода =
Составьте уравнения реакций, осуществив цепочки превращений:
а) CO —> CO2 —> CaCO3 —> Ca (HCO3)2 —> CaCO3
б) C —> CO2 —> CaCO3 —> CaO —> Ca3(PO4)2
в) SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3 —> SiO2 —> Si
г) SiO2 —> Si —> Ca2Si —> SiH4 —> SiO2
Самооценка свой деятельности на уроке (максимум 34 б)
1. Явка на урок, готовность - 1 б
2. Домашние задачи - 6 б (каждая по 3 б) (2б, если списали задачи у товарища)
3. Экспресс-опрос: без ошибок – 6 б (за каждую ошибку отнимаете 1 б)
4. Правильно расставлены степени окисления и названы вещества в 3 задании - 8 б
5. Верно составлены уравнения при проведении опытов – 3 б
6. Правильное составление уравнений реакций в цепочках превращений - 8 б
7. Активность на уроке, смекалка, своевременность выполнения работы - 2 б
- “5” - 27 – 34 б,
- “4” - 19 – 26 б,
- “3” - 12 – 18 б
- “0” - 0 - 11 б (жду на электив)
Домашнее задание: подготовиться к практической работе, с.102, “Распознавание карбонатов”.
РЕФЛЕКСИЯ
Ф.И.О. ___________________________________
Количество баллов: __________ Оценка: ___________
Список литературы.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. – Просвещение, 2009. – 191 с.
- Галина Шутова, 20.03.2015. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Габриелян О.С., химия, 9 класс, “Характеристика углерода по положению в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева”, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75767/?, “Характеристика кремния по положению в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева”, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75769/? интерактивные упражнения.