ООД по ознакомлению детей подготовительной группы с окружающим миром на тему "Хлопок – "белое золото" земли

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Цель: Обобщить знания детей о хлопковой ткани, о его происхождении.

Задачи:

  • Расширять представления детей о разновидностях тканей;
  • С помощью опытов формировать представление о различных свойствах ткани (прочная, не рвется, упругая, красится, мягкая, впитывает влагу, мнется, можно гладить и т. д.).
  • Умение работать в коллективе. Развивать творческое воображение детей. Учить, используя нетрадиционную технику рисования, украшать изделия из ткани.

Оборудование: платочек для игры, 3 волшебных мешочка с тканями (ситец, сатин, бязь, фланель, шелк), видео презентации + фотоотчет, вата, вода, кукольные блюдца, стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки, готовая крахмальная смесь, влажные салфетки, клеенки, гуашь, баночки с водой, кисти мягкие № 3,4, иголки, нитки, ножницы,  разноцветные лоскуты ткани, картон, тряпочки, баночка с клейстером, шаблоны “Цветочная композиция”, образцы поделок, браслеты, карандаши, дневники наблюдения, цветные карандаши.

Предварительная работа: знакомство с коллекцией волокна, совместный просмотр презентации на темы “Как растет хлопок”; “Знакомство с профессиями модельер, портной, швея”; “Текстильные фабрики Ивановской области”; знакомство с хлопчатобумажными тканями; опыты; разучивание игр; работа с родителями: предложить изготовить поделки из ткани, посещение магазина “Ткани”, оптового склада “Ткани”, составить рассказ об увиденном и сделать фотоотчет, альбом “Ткани”; чтение художественной литературы;

Ход ООД

Ребята, подойдите к столу, возьмите и наденьте браслеты.

I. Организационный момент: 

В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Я с вами хочу поиграть в татарскую народную игру “Яшерэм яулык”.

Яшерэм яулык, яшерэм яулык
Яшел каен астына.
Кулъяулыгым салып китэм
Бер иптэшем артына.

II. Повторение пройденного материала.

- Блиц-опрос “Хлопок”

- С каким предметом мы играли?

- Из чего сделан платок?

- Что ещё вокруг нас сделано из ткани?

- Из чего делают ткань?

1. Вы знаете, какое текстильное растение самое распространённое на земле?(хлопок)

2. Какие виды тканей производят из хлопка? (ситец, сатин, бязь, фланель)

3. Как называется профессия человека который шьет оде?ду? (Портниха)

4. Хлопок — это натуральная или искусственная ткань? (Натуральная.)

5. Откуда берется хлопок? (из цветка - хлопчатника)

6. А кто придумывает новые наряды? (Модельер)

7. В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (Швея, портниха.)

8. Рисунок деталей будущей одежды на бумаге называется...? (Выкройка)

9. В каких крупных городах Ивановской области есть текстильные фабрики? (Иваново, Фурманов, Вичуга, Шуя, Кинешма) 

10. Что можно сшить из хлопчатобумажной ткани?  (постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду)

Садятся на стульчики.

III. ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ + ФОТООТЧЕТ (Домашнее задание) – РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

Сейчас я вам предлагаю послушать .................................

  • “Оптовый склад”,
  • “В магазине”,
  • “Мои увлечения”.

Оптовый склад “Ткани”.

Моя мамочка специалист по тканям. Она работает на складе тканей. Там есть - ситец, бязь, сатин и фланель. Она отпускает ткань по накладным в магазины “Ткань”. Маме ее работа очень нравиться.

Прилагается фотоотчет – Цейзер Мария.

За покупкой в магазин “Все для шитья”.

Мы с мамой решили купить ткань для пошива постельного белья. Сходили в магазин “Все для шитья”. Магазин очень большой и там широкий ассортимент тканей. Заглянули в отдел хлопчатобумажной ткани. Там большой выбор тканей: с крупным и мелким рисунком, однотонные. Мы долго выбирали и остановили свой выбор на бязи с красивыми розами на розовом фоне. Остались довольны своей покупкой.

Прилагается фотоотчет – Литвяковой Екатерины.

Мое увлечение.

Свое свободное время я люблю проводить с мамой. Мы вместе вяжем мочалки, я помогаю выбирать цвета для будущей поделки, придумываю рисунок , распускаю нитки. А еще я учусь вышивать крестиком. Это занимательное и полезное занятие для развития мелкой моторики.

Прилагается фотоотчет – Герасимович Кирилла.

IV. Эксперимент с тканью.

- Давайте поэкспериментируем, чтобы узнать какими свойствами еще обладает хлопок, хлопчатобумажная ткань. Результаты наших экспериментов мы с вами зарисуем.

Процесс обработки вещей крахмалом. Заваривают раствор следующим образом: берут крахмал из расчета 1 чайная ложка на литр воды. Должна получится смесь, без комочков, чуть плотнее, чем вода, немного скользкая.

Возьмите ткань и замочить на несколько минут, чтобы она как следует

  • пропиталась, отожмите и расправьте складки. Положите сушиться на край
  • стола. Крахмал позволяет сделать ткань более жестким. Накрахмаленную
  • одежду используют для пошива маскарадных костюмов.

Перед вами – вата. Вата - это хлопок, только очищенный. Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, вот так, но при этом чуть растягивайте. Что получается? (Нить)  Нить не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Хроматография на ткани. С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Для этого опыта нам понадобятся: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки. На стакан положили ткань, закрепив ее резинкой. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения, ткань окрашевается.

- Дидактическая игра “Волшебный мешочек”.

А сейчас поиграем. На каждом столе есть “Чудесный мешочек”, где лежат ткани (ситец, сатин, бязь, фланель, шелк). По очереди достаньте лоскутки из мешочка и определите какой это материал.

- Ребята обратимся за помощью к гостям? (да) У кого в руке ткань которую не смогли назвать подойдите и спросите гостей. Как называется эта ткань? (Шелк) Знакомство с шелком мы продолжим на следующем занятии.

V. Физкультминутка.

Ох, испачкалась одежда,
Надо нам ее спасти
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
Садитесь за столы.

VI. Практическая часть:

Формирование навыков посадки.

Обратите внимание на свою посадку.

Стол – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за столом стройно
И веди себя достойно.

- Ребята в начале занятия вы выбирали браслеты. По цветам браслетов мы подготовили следующие практические задания.

1. У кого синего цвета браслеты, выпала НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПО ТКАНИ “БАТИК”.

Цель: развитие художественно-эстетического вкуса детей при помощи расписывания ткани.

Оборудование:  ткань бязь, гуашь, баночки с водой, салфетка, кисти мягкие № 3,4, клеёнка, пяльцы. Образец  росписи по ткани.

Напоминаю, батик - это роспись по ткани. На ткань кладете шаблон цветочной композиции, обводите простым карандашом и закрашиваете гуашью. Кисть держим правильно в “щепотке” из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Набирать гуашь надо только на кончик ворса. Если надо промыть кисточку, чтобы рисовать гуашью другого цвета, то не забудьте ее потом хорошо промокнуть о салфетку.

2. У кого желтого цвета браслеты, ИЗОНИТЬ -ТЕХНИКА, напоминающая вышивание.

Цель: закрепить  выполнять окружность в технике изонити, пользуясь трафаретами, используя счет по цифрам.

Оборудование: картон, игла, ножницы, нитки, образец поделки.

Напоминаю, не отвлекаться во время работы с иглой; не оставлять иглу на рабочем месте без нитки; не брать иглу в рот, не играть с ней; не втыкай иглу в одежду; передавать иглу в игольнице и с ниткой; хранить  иглу всегда в игольнице в одном и том же месте.

3. У кого красного цвета браслеты, АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ.

Цель: Формировать стойкий интерес к художественному творчеству посредством работы с тканью.

Оборудование: ткань, кисть, клеенка, тряпочка, баночка с клейстером , картон, шаблон, ножницы, образец поделки.

- Шаблон цветка и листьев перевести на ткань, вырезать по контуру; - разложить детали изображений в соответствии эскиза на фоне; прикрепить детали на фон-основу при помощи клея;

Приглашаем гостей присоединиться к нашим ребятам. Начинайте работать.

В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, оказывает помощь.

VII. Подведение итогов.

  • Что хорошего, доброго вы сегодня на занятии сделали?
  • А что можно с поделками сделать?
  • Фото с детьми и гостями. Выставка работ.