Тематический урок "Классики мировой музыкальной культуры. Антонио Вивальди"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель.

  • Знакомство с творчеством итальянского композитора Антонио Вивальди, его циклом “Времена года”.
  • Способствовать развитию творческой личности.
  • Воспитывать уважение и любовь к музыке.

Задачи

  • Расширить и систематизировать знания о творчестве итальянского композитора Антонио Вивальди. Закрепить понятия – камерная музыка, камерный ансамбль, струнный оркестр, скрипичный концерт, цикл, сонет. Проследить взаимосвязь музыки и литературы.
  • Формировать художественный вкус и ценностное отношения к классической музыке.
  • Воспитывать интерес к камерной музыке и творчеству композиторов-классиков, стремление к получению новых знаний.

Тип урока. Комбинированный.

Музыкальный материал:

  • Antonio Lucio Vivaldi in Venice - Антонио Вивальди-Абсолютный слух.mp4
  • По следам Вивальди.In the Footsteps of Vivaldi.mp4
  • Vivaldi 4 seasons spring I Musici Veneziani carnaval Venezia Le Quattro Stagioni di Vival.mp4
  • Antonio Vivaldi, Summer, Mvt. III, The Storm, Soloist_ Daniel Tringov, violin.mp4
  • Orkestr Polya Moria Pod muzyku Vival di (mp3top100.net).mp3

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации Microsoft Office PowerPoint Presentation, видеоматериал в формате mp4, музыкальное сопровождение формат mp3.

Предварительная работа. Поиск и подбор музыкального и литературного материала. Разучивание с группой учащихся песни “Под музыку Вивальди” на стихи А. Величанского, музыка В.Берковского, С.Никитина. Разучивание стихотворений и сонетов с учащимися. Работа над презентацией, подготовка видеофрагментов.

Краткое описание использования ИКТ на   уроке

Приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Компьютер выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач. Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно–познавательной деятельности школьников.

Использование видеороликов в формате mp4 и презентаций (Microsoft Office PowerPoint Presentation) позволяет учащимся в более интересной для них форме закрепить ранее полученную информацию, познакомиться с новым материалом в более привлекательной форме. Даёт учащимся возможность не только услышать музыку, но и увидеть её исполнение. Это усиливает эмоциональное впечатление, понимание и осознание музыкального материала, что способствует формированию художественного вкуса и ценностного отношения к творчеству композиторов – классиков и мировой музыкальной культуре. И звуковой и видео ряд способствуют повышению у учащихся интереса к изучаемому материалу. Активизируют познавательную деятельность даже у тех учеников, которые мало проявляют интерес к предлагаемому для изучения на уроках материалу. Способствуют поиску самостоятельному дополнительной информации, систематизирует знания.

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

Ход урока

Вводная часть

Презентация № I

слайд 1

(Портрет композитора)

Учитель. 338 лет назад в солнечной Италии родился великий музыкант. Он обучал в приюте детей музыкальной грамоте, руководил хором, покупал скрипки, виолончели, сочинял для них музыку. За рыжий цвет волос его называли красным священником. Творчеству какого композитора посвящен наш урок?

Ответы учащихся. (Антонио Вивальди)

(По щелчку на слайде выцветание - фамилия, имя, дата рождения)

Учитель. С чего же все начиналось?

Ученик читает стихотворение “Как начинал Вивальди”

(автор Светлана Ледкова)

Малыш Вивальди к папе подошел,
Взглянул на скрипку мастера игры,
Взял за руку и в класс его повел,
- Хочу учиться я, играть как ты!

Но песню я смогу придумать сам,
Такую, что взлетит до облаков,
И медом потечет по небесам,
Не будет ей преград, границ, оков!

Ее сыграют ангелы в раю,
И примадонн почивших славный хор,
Легко-легко подхватит песнь мою,
Всем нотным правилам наперекор.

Под музыку закружится балет,
Из балерин, котят и голубей...
Я точно знаю, лучше песни нет,
Той песни, непридуманной моей!

Отец, послушав сына, так решил:
Фантазии ему не занимать,
Талантов Бог парнишку не лишил,
Пойду-ка, научу его играть!

слайд 2 (Венеция)

Учитель. Стихотворение “Как начинал Вивальди”, которое вы сейчас услышали, написала Светлана Ледкова. И мы отправляемся в Венецию, на Родину Антонио Вивальди, в знаменитый город на воде. Где вместо проспектов – каналы, вместо такси – гондольеры. Многие здания являются достопримечательностями, имеют богатую историю.

Главные достопримечательности этого города подразделяются на дворцы, церкви и музеи.

слайд 3

(церковь Сан-Маурицио, музей музыки)

Среди 33 достопримечательностей есть Музей музыки - настоящая жемчужина в панораме музеев и выставок Венеции. Расположен он в знаменитой старинной церкви - Сан - Маурицио, в самом сердце города.

Музей музыки был открыт в 2001 году, в нем располагается выставка доступная широкому кругу посетителей. На этой выставке представлены экспонаты из частных коллекций.

слайд 4

(Выставка)

Выставка называется “Антонио Вивальди и его время, музыкальные инструменты на протяжении веков” и представляет собой экспозицию старинных музыкальных инструментов, с информационными стендами о жизни и творчестве великого Венецианского композитора и музыканта.

Вечерами в этом музее проходят концерты, иногда музыканты надевают концертные костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатления от его волшебной музыки становятся ещё сильнее.

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

1.1 Видеоролик концерт № 1 ми мажор “Весна”

Часть 1 Allegro. Пришла весна

цикл “Времена года”

(Повторное слушание - 03 мин. 07 сек.)

Актуализация знаний

Учитель. Вы узнали мелодию?

Ответы учащихся. Первый скрипичный концерт цикла “Времена года”, “Пришла весна”, месяц март.

Учитель. Что предшествовало исполнению этого концерта?

Ответы учащихся. Сонет. Перед исполнением каждого скрипичного концерта цикла “Времена года” исполняются сонеты.

Учитель. Что же изобразил композитор в музыке, которая прозвучала?

Ответы учащихся. В этой музыке композитор изобразил приход весны, которую радостным пением приветствуют птицы. Слышится тихое журчание ручья и ласковое дуновение ветра.

Презентация № II

слайд 1 (весна, март)

Учитель обращает внимание учащихся на зрительный ряд на классной доске: цикл, концерт, сонет, камерная музыка, камерный ансамбль, струнный оркестр, скрипичный концерт. Эти слова станут ключевыми в ответах учащихся на следующие вопросы.

Учитель. Для каких инструментов написан концерт цикла “Времена года”?

Ответы учащихся. Для солирующей скрипки и струнного оркестра.

Учитель. Как называется музыка, которую исполняет небольшой коллектив музыкантов?

Учащиеся. Музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов, называется камерной музыкой.

Учитель. Как называется коллектив музыкантов, исполняющих камерную музыку?

Учащиеся. Коллектив музыкантов называется камерным ансамблем.

Учитель. Создатель инструментального концерта Антонио Вивальди оставил богатое музыкальное наследие. Какое сочинение композитора считается вершиной его творчества?

Учащиеся. Вершиной творчества Антонио Вивальди считается цикл скрипичных концертов “Времена года”.

Учитель. Что такое цикл?

Учащиеся. Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

Учитель. Чему посвящён каждый концерт этого цикла?

Учащиеся. Каждый концерт посвящён одному времени годаВесне, Зиме, Лету, Осени.

Учитель. Сколько частей в каждом концерте и почему?

Учащиеся. В каждом концерте 3 части. В каждом времени года 3 месяца, каждая часть концерта соответствует каждому месяцу. 

Учитель. А вы знаете, что такое сонет?

Учащиеся.  Сонет это лирическое стихотворение.

Учитель. Какую роль играют сонеты в скрипичных концертах Вивальди цикла “Времена года”?

Учащиеся. В скрипичных концертах цикла “Времена года” музыка точно следует за образами стихотворных сонетов.

Учитель. Кто же предполагаемый автор сонетов, которые предшествуют исполнению каждого концерта цикла?

Учащиеся. Предполагаемым автором сонетов является сам композитор – Антонио Вивальди.

Изучение нового материала

Учитель. Музыка, рожденная Антонио Вивальди, отличается художественной изобразительностью и гармонической щедростью. Сегодня мы продолжим знакомство с циклом скрипичных концертов “Времена года”. Прозвучит одна часть второго скрипичного концерта. Второй скрипичный концерт называется “Лето”. Помните, что каждое время года включает в себя три месяца..... Каждому из концертов композитор предпослал сонет.

Учащиеся читают сонет Вивальди к скрипичному концерту “Лето” из цикла “Времена года”

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор 
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает 
Гроза безжалостно кругом

1.2 Видеоролик концерт № 2 соль минор “Лето”

Часть 3  Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

цикл “Времена года”

(продолжительность - 02 мин. 25 сек.)

Творческие работы учащихся

По окончании звучания на экране слайд с текстом сонета.

Презентация № II

Слайд № 2 (Сонет “Лето”)

Учитель. Обратить внимание учащихся на экран с текстом сонета, прочитанного перед просмотром видеоролика.

Учащимся предлагается выбрать ту часть текста, которая соответствует характеру прозвучавшей в видеофрагменте музыки.

Учащиеся хором читают часть стихотворного сонета, за которой точно следует музыка 3 части концерта.

Учитель. О чем говорится в этой части сонета?

Учащиеся. О том, что внезапно налетает сильный ветер, пастушок пугается грозы, он плачет. Сверкают молнии, гремит гром. Ветер вырывает спелые колосья из земли.

Слайд 3

Учитель. Используя словарь художественных настроений, выберите слова, которые на ваш взгляд более точно определяют характер услышанной вами музыки.

В. Г. Ражников

СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

(характеристики эмоционально-образного содержания музыки)

Ответы учащихся. (Встревоженная, стремительная, грозная...)

Учитель. Прозвучала 3 часть скрипичного концерта “Лето”. Какое бы вы дали название этой части?

Ответы учащихся...

Учитель. 3 часть скрипичного концерта “Лето” цикла “Времена года” называется “Летняя гроза”.

Слайд 4

Учитель. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Музыка, рожденная в ту далёкую от нас эпоху, продолжает звучать и сегодня. Её исполняют музыканты-виртуозы на различных музыкальных инструментах.

Как часто бывает, что мы слушаем музыку, которая нам нравится. Музыку созвучную нашему состоянию души. Восторгаемся мастерством исполнителя. И не задумываемся кто, когда, где создал этот уникальный музыкальный шедевр.

Учитель. Как вы думаете, в чём же заключается сила музыки Антонио Вивальди? Почему же, спустя столько веков звучит его музыку, а мы, слушаем, узнаём, любим, понимаем?

Предполагаемые ответы учащихся. В доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе.

Учитель. Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Антонио Вивальди и вы с интересом будете слушать разные сочинения этого композитора. Ведь его музыка учит нас идти только по дорогам любви и добра.

1.3 минус песни “Под музыку Вивальди”.

(Стихи А. Величанского. Музыка В.Берковского, С.Никитина)

минус Orkestr Polya Moria Pod muzyku Vival di (mp3top100.net).mp3

Группа учащихся исполняет один куплет.

Слайд 5

СЛОЖИТЬ СЛОВА

Обратить внимание на слайд, на котором задание. Учащиеся переставляют буквы так, чтобы получилось слово, и записывают.

Затем по очереди произносят.

Слайд 6 (составленные слова)

Составляют предложение из слов, отвечая на вопрос: “Музыка какого композитора прозвучала сегодня на уроке и как она называется?”

Итог урока.

Слайд 7 (Портрет Вивальди)

Где вы сегодня побывали? (В Италии, в городе Венеция, в музее Музыки на выставке, которая называется “Антонио Вивальди и его время...”)

С музыкой какого композитора продолжили знакомство? (С музыкальными произведениями композитора Антонио Вивальди)

Что вы запомнили о композиторе? (Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник, автор сонетов)

Части из каких скрипичных концертов цикла сегодня прозвучали и как называются эти части? (Сегодня на уроке прозвучали скрипичные концерты “Весна” 1 часть “Весна пришла” и скрипичный концерт “Лето”, 3 часть “Летняя гроза”)

В каком музее в Венеции расположилась выставка, посвященная композитору Антонио Вивальди? (В музее музыки)

Музей музыки в Венеции — это место, где музыкальное искусство сочетается с талантом скрипичного дела. Выставка даёт возможность людям всего мира прикоснуться к величайшему итальянскому культурному наследию и отдать дань уважения городу с его многовековой культурой. Под расписанными сводами церкви Сан-Маурицио, можно увидеть уникальные, преимущественно струнные музыкальные инструменты. Виолончель Николо Амати, скрипки, альты, мандолины итальянских мастеров начала XVII века — XIX века.

Под звуки классической музыки здесь можно познакомиться с традициями изготовления струнных инструментов, прикоснуться к тайне мастерства создания скрипки, ведь недаром этот музей занимает почетное место в рейтинге достопримечательностей Венеции. Посетители имеют возможность увидеть, как этап за этапом руками мастера создавались эти предметы. Но это уже другое путешествие.

1.4. В завершение урока музыкальный клип песни С. Никитина “Под музыку Вивальди” (Полина Гагарина, Валерий Меладзе)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Antonio Lucio Vivaldi in Venice - mp4 http://tubethe.com/watch/yfBsxxLuvFg/antonio-lucio-vivaldi-in-venice-antonio-vivaldi-absolyutnyjj-slukh.html
  2. Стихотворение - http://kurskdshi3.ru/6/134/135/138
  3. По следам Вивальди.In the Footsteps of Vivaldi - http://tubethe.com/watch/wGw2NviuDUg/po-sledam-vivaldiin-the-footsteps-of-vivaldi.html
  4. Сонеты А. Вивальди - http://musike.ru/index.php?id=108
  5. http://spiritrelax.ru/places_venezia
  6. http://spiritrelax.ru/museo-della-musica
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Времена_года_(Вивальди)
  8. http://сезоны-года.рф/лето%20Вивальди.html