Гласная буква “ы”, звук [ы]

Разделы: Начальная школа


Первый  урок по теме  «Гласная буква ы, звук [ы] ».

Оборудование и используемые учебные пособия:

1.Учебник В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская Азбука 1 класс, 1 часть

2.Индивидуальные наборы звуковых моделей

3. Индивидуальные сигнальные карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый)

4. Предметные картинки:  заводная мышка и плюшевый медведь (мишка)

5.Цветные карандаши

6. Листы А 4

Технические средства:  ноутбук  для организации физкультминутки; интерактивная доска, проектор.

Тип урока: урок «открытия» нового знания».

Использование технологии: проблемно-диалогическая технология

Цель: использование известного способа для открытия новой гласной буквы и звука  

Задачи:

  • Обучающая: создать условия для открытия способа обозначения твердости и мягкости согласных звуков
  • Развивающая: через выявление проблемы развивать умения  формулировать вопрос
  • Воспитывающая: учить вести диалог, внимательно слушать и слышать партнера, договариваться, работать в паре и группе.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Оценивать собственные возможности для выполнения задания;
  • Оценивать результат деятельности

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи, вопроса;
  • Составление и преобразование модели; 
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Строить рассуждения, выводы, доказательства;

Коммуникативные:

  • слушать собеседника;
  • работать в паре и группе;
  • участвовать в диалоге;

Задачи педагога: создание условий для формирования умения учиться. 

Технологическая карта урока

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарий к анализу урока

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный момент 

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

- Здравствуйте, ребята!
- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу
Улыбкой осветим наш класс
У нас всё готово?
Итак,  за работу!
Удачи желаю всем вам!
- Проверим готовность. По каким критериям?
-  Заполняют лист  самооценки « Мое настроения»

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

 

 

 

Дети заполняют готовые бланки

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия
Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

На этапе организации класса созданы условия для формирования УУД
Личностные - основных моральных нормы (приветствуют окружающих)
Регулятивные - контролируют готовность к уроку

2. Актуализация знаний

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

Прием «экран достижений «чему мы научились»
Учитель заполняет с детьми ступеньки лесенки на доске.
Дети проговаривают заполнение каждой ступени Познавательные:  создание информационной конструкции
Коммуникативные: внимательно слушать, взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли
Регулятивные: оценивать свои возможности и умения, планировать помощь одноклассникам,
Личностные:  проявлять позитивное чувство и готовность сотрудничать, проявление желания к самооценке

 

На этом этапе дети знают виды речи; различают слова и предложения; умеют делить слова на слоги; делать звуковые модели слов;  различают интонацию предложений; составляют предложения; различают гласные и согласные звуки, определяю количество звуков  в слове; знают буквы обозначающие гласные звуки [а], [о], [и].

 

- Ребята, посмотрите на нашу лесенку (экран достижений), сейчас на ней мы отметим с вами чему научились на уроках обучения чтению.
- Начнем с нижней ступеньки.
Дети сигнальными карточками (красный, желтый, зеленый) отмечают владение, данным знанием или умением.
- Если ваш одноклассник поднимает желтую или красную карточку, то, что мы должны сделать? Дети подбадривают одноклассника, говорят пожелания и предлагают свою помощь

- И у нашей лесенки сегодня есть еще одна ступенька и эту ступеньку мы сегодня заполним.
На экране изображения заводной мышки и плюшевого медведя.
- Ребята слева делают звуковую модель слова мышка, а справа – мишка.

Работа в парах

3. Физкультминутка

оздоровительная

 

Проводит ученик под музыку

 

 

4. выявление места и причины затруднения 

Создание проблемы  Умение сформировывать тему урока

Проверьте работу соседа
- Что заметили?
- Сравните эти модели
- Значит,  это одинаковые слова и картинки одинаковые?
- Почему они разные?
- Чем похожи и чем отличаются названия предметов?

Дети отмечают, что модели получились одинаковые.
Дети проявляют не согласие с учителем, пытаются привести доказательства, что картинки и слова разные.

Познавательные:  сравнивать, анализировать, создание модели,
Коммуникативные:  участие в диалоге, работа в паре

подводит детей к  различию схем

5. построение проекта выхода из затруднения

Формирование умения выслушать разные мнения учащихся

Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Как это сделать?

Предлагают свои варианты

Познавательные: строить рассуждение, формулировать вопрос и ответ
Коммуникативные:  участвовать в диалоге

Варианты:
1. звуковая модель слова
2. посмотреть в учебнике
3. произношение

6. реализация построенного проекта

Формирование умение различать разные по роли звуков и и ы

- Произнесите слова с ударением
- В чем разница?
- Какие это звуки?

- Какую работу выполняет буква ы?
- Произнесите слова еще раз, найдите, чем они отличаются.
- Какой первый звук вы слышите?
- Какой он?
- Чем первые звуки в словах отличаются друг от друга?
- А как нам изменить звуковую модель слов, чтоб видно было отличие слов друг от друга?

- наблюдение за артикуляцией, за положением языка, за звуками
-  определяют, что в словах есть звуки отличающиеся друг от друга.
Гласные [ы] [и]. Знакомство с гласным звуком [ы]  и буквой ы
Дети делают звуковую  и  буквенную модель слов, работают в группах (по 4 человека), идет поиск знака для мягкого и твердого согласных звуков.  Каждая группа предлагает свое решение проблемы.

Познавательные: создавать самостоятельно способы практикоориентированного решения
Коммуникативный:работа в группе
Регулятивные:  коррекция и /или дополнение модели

1)Дети выходят на первый мягкий и первый твердый согласные звуки в словах «мышка» и «мишка», ориентируясь на звучание
2)Дети могут предлагать большое количество разнообразных знаков, но методом опроса и прикидок, приходим к выводу, что проще сделать цветовое обозначение мягкости с помощью зеленого цвета. Ассоциации с зеленой мягкой травой и т.п.

Выбор модели слова

7. Физкультминутка

оздоровительная

 

Проводит ученик под музыку

 

 

8. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Первично закрепить новую тему

Карточка. Дополни высказывания 
- Если я слышу твердый согласный звук, то после него  пишу  гласную …
- Если я слышу мягкий согласный звук,  то после него пишу гласную  …

Работа в парах. Дети проговаривают друг другу фразы:
«Если я слышу твердый согласный звук, то после него  пишу  гласную …
Если я слышу мягкий согласный звук , то после него пишу гласную  …»

Познавательные:  устанавливать причинно-следственную связь
Коммуникативные:  общение в парах, умение договариваться

Взаимопроверка пар

9. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование умения читать схемы слов

Работа по учебнику «Азбука» с 33
- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы в названии которых есть звук [ы]

Читают самостоятельно

Называют предметы и оценивают работу друг друга условными знаками (+ и -)

Коммуникативные:
Корректно (уважительно взаимодействовать) с людьми
Регулятивные:
Контролируют выполнение результата и оценивают результат деятельности

Помощь слабым детям
Возможен диалог меду детьми

10. Включение в систему знаний и повторение

Систематизация знаний

Повторение по лестнице успеха. Коллективная работа

Проговаривают вместе

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание
Коммуникативные:  внимательно слушать

 

Рефлексия учебной деятельности

Формировать умения проводить самоанализ по данной схеме

 

Самооценка
Сегодня на уроке:
- Я научился…
- Было интересно …
- Было трудно …
- Могу похвалить себя за то, что …
- Больше всего мне понравилось…
- Мне показалось важным…
- Для меня было открытием то, что…

Делают свой самоанализ.
Заполняют лист  самооценки « Мое настроения»

Познавательные: анализировать, формулировать ответы
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения
Регулятивные:  умение контролировать и оценивать свою деятельность

Возможный не полный самоанализ детей
Возможные ответы детей:
1) познакомились с буквой ы и звуком [ы] 
2) узнали, как обозначать мягкий согласный звук на звуковой модели слова
3)  буква и – обозначает, что впереди нее стоящий согласный звук мягкий