Введение
Тема возрастных особенностей развития двигательных способностей – одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.
Интерес к физическому воспитанию школьников значительно повысился еще в начале 2000-х года XXI века, что нашло отражение в программно-нормативных документах для общеобразовательной школы, например, «Комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11 классов (1996, 2007, 2010 гг.)» [7].
Однако на практике реализация содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков, а вследствие этого и их низкой двигательной подготовленности.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое человеческий труд. А ребенок и подавно. Факты говорят сами за себя: за прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1процента. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание, гиподинамия [12].
Все это приводит к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются и стойкие трудности в учении: проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, проблемы личностного плана: апатия, закрытость, агрессивность. В результате этого, по данным научно – исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения [12], общий уровень физической подготовленности детей в стране становится недопустимо низким.
Чтобы этого не происходило, сегодня одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых, укрепление здоровья, и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.
В настоящее время во всех программах по физическому воспитанию для учащихся уделяется большое внимание необходимости разностороннего развития физических способностей, способствующих достижению необходимого уровня физической подготовленности, укреплению здоровья [7, 11, 15].
Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой.
Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста [10].
Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, иначе мы их называем сензитивные или чувствительные, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [1]. В этот период организм обладает наивысшей способностью к восприятию определенных воздействий, для развития определенных функций, способности и качеств. Если тот или иной период упущен, то полноценная компенсация этого «опоздания» значительно затруднена, а при большом опоздании и вовсе невозможна. Если в определенный возрастной период не будут применяться специальные упражнения и программы, формирующие, например, быстроту или гибкость, то это качество у ребенка так и останется несформированным на всю оставшуюся жизнь.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития многих двигательных способностей, но в большей степени скоростных, скоростно – силовых, координационных [1]. Именно эти возрастные особенности развития и послужили основным мотивом в выборе данной методической темы.
Выбранная тема весьма актуальна и достаточно значима в начальной школе, так как это – первая ступень в физическом развитии и физической подготовленности детей, а значит, и в формировании и сбережении их здоровья. От уровня физической подготовленности учащихся начальной школы зависит уровень усвоения учебного материала как практического, так и теоретического. Приобретенный опыт становится основой для последующего учебного материала по физической культуре основной школы.
Вследствие этого, главная цель написания работы – показать, каким образом целенаправленное развитие скоростных и силовых способностей у младших школьников влияет на общий уровень их двигательной подготовленности. Исходя из цели, в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) Выявить взаимосвязь между целенаправленным развитием скоростно-силовых способностей младших школьников и общим уровнем их физической подготовленности.
2) Проанализировать динамику уровней физической подготовленности учащихся младших классов.
3) Разработать комплекс мероприятий по увеличению объема двигательной активности учащихся начальных классов, способствуя тем самым укреплению здоровья, формированию потребности к активной мышечной деятельности.
Новизна работы заключается в разработке и успешной апробации комплекса мероприятий по увеличению объема двигательной активности учащихся начальных классов.
Данная методическая разработка предназначена для учителей физической культуры ФГКОУ «СОШ № 8» с целью внедрения в педагогическую практику, оказания консультативной помощи родителям.
Работа выполнена в рамках разработки проблемной темы ФГКОУ «СОШ № 8» «Управление качеством образования на основе внедрения современных информационных образовательных технологий» и методического объединения учителей физической культуры: «Реализация новых образовательных стандартов, ориентированный на результат в процессе учебно-воспитательного и внеклассного обучения учащихся».
Раздел 1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Период с 6 до 10 лет характеризуется довольно интенсивным, но сравнительно плавным и равномерным развитием организма.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных, а также двигательных способностей. Практика показывает, что в это время, когда ребенок очень много двигается, совершенствуя разнообразные движения. Учет возрастных особенностей учащихся должен лежать в основе формирования их физических качеств.
Ведущее для бега на короткие дистанции физическое качество – быстрота – лучше всего поддается совершенствованию в раннем школьном возрасте (7-10 лет). Установлено, что у 10-летних школьников частота беговых шагов такая же, как у взрослых квалифицированных спринтеров. Скорость бега по сравнению со скоростью ходьбы увеличивается в 4 раза. Наблюдается рост максимального темпа движений. Если в этом возрасте не воздействовать специальными средствами на быстроту движений, то это качество постепенно ухудшается и к 16 годам опускается до минимума [10].
Всё это придаёт помощь развитию отдельных движений и способности увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).
Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения (возможно в нестандартных вариантах.) Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.
При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей. Главная задача на этом этапе – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения.
Так же не рекомендуется включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз; предельная величина отягощения не должна превышать 1/3 – 1/2 веса собственного тела. Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д.
Необходимо это учитывать на уроках физкультуры, избегать упражнений, связанных с резкой и повышенной нагрузкой на кости таза и тазовой области (переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты).
Каждый урок физической культуры в начальной школе должен иметь ясную целевую направленность. Урок, как правило, должен включать комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
На уроках основное внимание уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей, а также овладению школой движений. Обучение двигательным действиям при развитии физических способностей младших школьников тесно связано между собой.
Умелое сочетание развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Наряду с развитием быстроты движений, нужно уделять большое внимание разностороннему развитию растущего организма, в частности, развивать такие качества, как ловкость, выносливость и другие, так как:
- хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц;
- высокий уровень развития в младшем школьном возрасте двигательных способностей - это основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Ни для кого не секрет, что процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями;
- высокий уровень развития физических способностей - это важный компонент состояния здоровья. Здоровье, как мы знаем, это драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром говорят: «Здоровому все здорово».