Среды жизни планеты Земля

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Образовательные:
    • актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов;
    • систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле;
    • познакомить с разными средами жизни и экологическими факторами среды;
    • показать взаимосвязь организмов и условий их обитания в природных сообществах.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.
  • Способствовать формированию экологического мышления.
  • Развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;

Формировать УУД:

  • Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, оценивать свою успешность при изучении темы.
  • Регулятивные УУД: определятьцель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать про себя текст учебника и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя.
  • Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать знания о существенных признаках приспособленности организмов к среде обитания; производить синтез (составление целого из частей: самостоятельно достраивать таблицу «Обитатели разных сред жизни»).

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами ТКМ.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.

Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; гербарии и изображения водных, наземных, почвенных и паразитических организмов; объекты живой природы из различных систематических групп; Таблица «Среды жизни на Земле», «Приспособления животных к водной среде обитания», «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Приспособления животных к почвенной среде обитания», индивидуальные карточки для работы по определению факторов среды, презентация «Среды жизни планеты Земля».

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний (3 мин.)

Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:

Спросили у мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила –  честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле?». (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

III. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Определение понятия среда жизни

Учащиеся работают в парах под руководством учителя и выполняют задание 1 рабочей тетради: формулируют и записывают определение понятия «среда жизни».

Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм. В среде действуют те или иные факторы, их называют экологическими. Учитель знакомит учащихся с термином «экология»

2. Водная среда жизни

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 64 «Среды жизни» на с. 76, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде.

Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей.  Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС).

3. Наземно-воздушная среда

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде.

Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории.

4. Почвенная среда жизни

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде.

Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Кислорода и света здесь недостаточно, температура резко не меняется.

5. Организм как среда жизни

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в организменной среде.

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищённостью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.

IV. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (10 мин.)

Заполнение карточек парами учащихся по рядам (Приложение 1):

Водная среда

Кислорода не хватает
Света мало
Воды достаточно
Температура изменяется
1 ряд

Почвенная среда

Кислорода недостаточно
Света недостаточно
Воды достаточно
Температура ровная
2 ряд

Наземно-воздушная среда

Света достаточно
Воды часто не хватает
Температура значительно изменяется
3 ряд

Анализ текста (исследовательский подход, элемент ТКМ) «Паук-серебрянка» для формирования представления о организмах, меняющих среду обитания в течение жизни, а также о возможности обитания представителей одного класса в разных средах (Приложение 2).

V. Контролирующее задание (5 мин.)

Учащиеся выполняют тестированное задание 3 из рабочей тетради стр.50.

Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Дополните «Облако тегов»:

  • Сегодня я узнал (узнала) …
  • Было интересно узнать, что …
  • Было трудно …
  • Я выполнял задания …
  • Теперь я могу…
  • Я научился (научилась) …
  • У меня получилось …
  • Я смог (смогла)…
  • Меня удивило…

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Изучить текст § 17 и выполнить задания в конце параграфа. Выполнить задания 2, 6 в рабочей тетради.

Творческое задание: написать мини-сочинение (5 предложений) на тему поведения в природе для сохранения условий и обитателей среды.

Например, «Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов».

Использованная литература.

  1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
  2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных 
    учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
  3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с. 
  4. Пособие для учащихся «Книга для чтения по зоологии» С.А. Молис  М.: Просвещение