В своей работе мы уделяем большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и нашего образовательного учреждения. Одним из важнейших условий совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями, просвещения и обучения семьи.
Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к дошкольникам, а так же дают возможность самосовершенствоваться в работе и самим педагогам.
В процессе реализации нашей работы мы делаем упор на создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство процесса воспитания дошкольника через освоение родителями системы психолого-педагогических знаний.
Из опыта своей работы можем подчеркнуть, что родители часто не знают, как развивать ребенка в игре. Они опираются на свой опыт и интуицию и часто делают ошибки. Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи с первых дней посещения ребенком детского сада.
С родителями и детьми, посещающими группы второго раннего возраста, детского сада проводятся совместные мероприятия, в которых используются игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций, художественно-творческая деятельность, элементы сказкотерапии.
Разработан и реализуется проект «Играем вместе», целью которого, является создание целостной системы взаимодействия всех участников педагогического процесса по оптимизации развития детей, путём личностно-ориентированного подхода, сохранения и улучшения здоровья воспитанников и раскрытия внутреннего потенциала семьи.
Задачи:
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами доо;
- привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребёнка;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с педагогами группы.
Основная идея проекта заключается в создании семейного клуба, в котором могли бы не просто общаться, а интересно и с пользой проводить время участники образовательного процесса нашей группы: дети, их родители (законные представители), педагоги группы (учитель-логопед, воспитатели). В котором родители получали бы не просто консультативную помощь, а воочию могли бы увидеть какие мероприятия и как проводят педагоги, попробовать самим принять участие в этих мероприятиях, а в дальнейшем поделиться собственным опытом и научить других родителей группы тому, чем владеют сами.
Проект «Играем вместе» включает в себя образовательное пространство второй группы раннего возраста и всех участников образовательного процесса – детей, педагогов (психолог, музыкальный руководитель, логопед) и, в первую очередь родителей (законных представителей) наших воспитанников.
Работа проекта планируется по трем направлениям:
1. Просветительская работа с родителями,
2. Обучение практическим навыкам,
3. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.
В соответствии с поставленными целями и задачами проект определен в срок одного учебного года.
Один из таких сценариев мероприятия, предлагаем вашему вниманию.
Семинар-тренинг «Играем вместе»
Количество участников группы: 8-10 родителей.
Продолжительность: 40-60 мин.
Цели: подвести родителей у осознанию важности игры в жизни ребенка; познакомить с особенностями игры детей; дать родителям образцы семейных игр с ребенком;помочь понять ответственность взрослых за выбор детских игрушек.
Ход
1.Знакомство. (родители в музыкальном зале размещаются на стульях полукругом)
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.
Психолог передаёт игрушку поочерёдно каждой маме(папе) он(а) называет себя так, как её(его) ласково называли в детстве.
Затем они пишут свое имя на бейдже и украшают его.
2. Упражнение-энергизатор «Ветер дует…»
Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Ветер дует..»
Поменяйтесь местами (рядом садится на стул нельзя), те,
- кто одет в брюки,
- у кого карие глаза,
- кто любит кофе,
- у кого есть зеленый цвет в одежде,
- у кого есть брат,
- кто любит свою работу,
- у кого есть домашнее животное.
Первые несколько раз психолог называет признаки, по которым нужно поменяться, затем убирается один стул и родитель, оставшийся без стула, придумывает признак сам.
3. Путешествие в «Страну Детства».
Психолог: Когда-то мы все были детьми и верили в чудо! Любили сказки, верили в волшебную силу ковра - самолёта и скатерти-самобранки.
Сейчас мы с вами отправимся в нашу «Страну Детства». Возьмитесь милые девочки и мальчики за руки, улыбнитесь друг другу и закройте глаза. (звучит спокойная музыка)
«Остались позади серые будни, суета повседневности, домашние хлопоты, проблемы на работе. Вы чувствуете, что рядом друзья, становитесь сильнее, свободнее, любое дело вам по плечу. Мы у цели, вот она, страна Детства!!!
Вы, наверное, забыли, что небо здесь голубее, солнце ярче, трава зеленее, а конфеты слаще» (Родители открывают глаза).
Сейчас мы будем играть с вами в игры, которые вы можете использовать дома со своими детьми.
4. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие восприятия ребенка.
Родителям предлагается, не глядя, определить, какой предмет находится в мешочке. После проведения игры необходимо объяснить, что трехлетнего ребенка надо предварительно хорошо познакомить с содержанием мешочка (дать потрогать, рассмотреть).Количество предметов должно быть ограничено. Познакомить родителей с вариациями этой игры.
5. Игра «Рисунок одним карандашом»
Цели: познакомить родителей с игрой, направленной на улучшение детско-родительских отношений и развитие творческих способностей детей; показать способ стимуляции их художественной деятельности.
Родителям дается большой лист бумаги и один карандаш. Молча, без обсуждения хода работы, все по очереди рисуют одну картину. По завершении работы выделяются несколько минут на то, чтобы обсудить результат, придумать название и т.д.
6. Литературная страничка.
Родители рассматривают книги и вспоминают свои любимые произведения, делятся впечатлениями. Проводится литературная викторина.
Родители находят задания в книгах отвечают на вопросы (продолжить детское стихотворение, вспомнить из какой сказки фраза и т.п.)
7. Упражнение «Придумай игру».
Цель: помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных(военных) и безобразных( мутантов, страшных масок, роботов убийц и т.д. ) игрушек на детскую психику.
Инструкция: Родителям раздаются подобные игрушки и обычные игрушки предлагается придумать игру с ними.
После демонстрации игр обсуждаются впечатления от такой игры. Кому было сложнее придумывать игру?
Психолог стремится подвести обсуждение к следующему выводу: выбирая игрушку для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов:
- чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка;
- ребенок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает его, поэтому игрушку нужно выбирать так, чтобы
- эмоции ребенка были позитивными;
- игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Очень важным момент –внешний вид игрушки.
8 .Жмурки.
Психолог: В наших сердцах, сердцах родителей, всегда живёт детство. Сейчас поиграем в любимую игру детства «Жмурки».
9. Обратная связь.
Отзывы родителей о проведенном мероприятии.
В конце занятия проходит чаепитие.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями.-2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 123с.
- Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.-Волгоград: Учитель, 2012 -205с.
- Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебное пособие, Изд. 2-е. - Чебоксары: «Новое время», 2011. - 103с.
- Попова Л.Н., М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. ( Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
- Научно-методический журнал «Методист ДОУ», 11/2013
- Справочник педагога-психолога. Детский сад, 7/2013