Проблемный диалог как средство формирования УУД

Разделы: Начальная школа


Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Технология проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роли учителя и ученика на уроке.

Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

Ответить на этот вопрос помогает технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно диалогическое обучение - обучение на деятельностной основе, что способствует формированию учебной деятельности учащегося.

Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет создать условия, позволяющие учащимся сформулировать на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет реализовывать формирование различных УУД на всех этапах обучения, что является одним из приоритетных направлений ФГОС.

Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и коммуникативных способностей на основе воспитания активной личности.

Соответственно, этапы урока формирования учебной деятельности структурно связаны с компонентами учебной деятельности.

Вот этапы урока, в основе которого лежит проблемно-диалогическая технология, способствующая формированию УУД:

  • 1 этап - актуализация опорных знаний
  • 2 этап - постановка учебной проблемы
  • 3 этап - формулирование проблемы, планирование
  • 4 этап - открытие нового знания
  • 5 этап - применение нового знания
  • 6 этап – рефлексия.

И наша первостепенная задача - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.

Результаты применения технологии


Предметные результаты проблемного диалога

Метапредметные результаты

Личностные результаты проблемного диалога

Познавательные действия

Коммуникативные действия

Регулятивные действия

Качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала, продуктивные задания.   Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.

Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.

Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.
Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Таким образом складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Предложенная система дает серьезные результаты, к которым относятся следующие:

- растёт качество обученности;

- дети активно участвуют и занимают призовые места в олимпиадах по предмету, творческих конкурсах, на научно-практических конференциях.

Технология проблемного диалога - это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Необходимый конечный результат – это овладение учащимися предметными умениями, умением решать задания, а также овладение различными видами УУД, создающими возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности при решении заданий.

Таким образом технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.