Введение
Внеклассная деятельность предусматривает включать обучающихся в совместную деятельность – решать проектные задачи. “То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно”, - писал Л.С. Выготский. В период обучения в начальной школе происходит становление индивидуальности ребёнка, развитие его способностей. В возрасте 6-10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны. В процессе совместной деятельности дети учатся налаживать контакты со взрослыми и сверстниками. От того, насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, зависит успешность его учебной деятельности, а затем и профессиональной деятельности, вся его будущая жизнь.
Модуль “До свидание, начальная школа” рассчитан на год. Он включает три проектные задачи и итоговое мероприятие-представление. Цель: формирование умений совместной деятельности в процессе решения проектных задач. Задачи: развивать творческие способности; совершенствовать социальные, коммуникативные, информационные умения; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов; формировать мотивацию к творческому труду, умение работать на результат.
Проектная задача состоит из пяти этапов: ценностно-ориентированный, планирование деятельности, деятельностный, представление “продукта” деятельности, рефлексивный. Работа по решению проектных задач происходит в группах под руководством учителя. Каждая проектная задача рассчитана на четверть. Проектные задачи связаны между собой единой целью – организация и проведение итогового мероприятия в конце года.
Содержание модуля
Стартовая проектная задача | Промежуточная проектная задача | Промежуточная проектная задача | Итоговое мероприятие |
Сентябрь, октябрь | Ноябрь, декабрь | Январь, февраль, март | Май |
“Я могу. Я хочу” | “Я - сценарист” | “Я - оформитель” Подготовка. Репетиции |
Литературно-музыкальная композиция |
Описание модуля
Стартовая проектная задача, сентябрь Цель: распределение в тематические группы с творчески заданием. Задачи: выявить стартовые возможности; развивать коммуникативные, информационные умения, творческие способности.
Сентябрь, 2 неделя
- 1-2 этапы. Распределение обучающихся в группы по симпатиям. Работа в группах: вспомнить коллективные внеклассные дела прошлого года, назвать понравившиеся, обосновать свою точку зрения. Подумать и предложить общее дело в этом учебном году. Наряду со всеми своё дела предлагают классные руководители – “Путешествие по городам-песням”. Затем происходит голосование группами. Группа обосновывает свой выбор. Классный коллектив останавливается на предложении учителей.
- 3 этап. Учителя предлагают группам заполнить определительные листы: написать умения, которые нужны для того, чтобы получилось яркое, красивое зрелище, состоялось наше дело.
- 4-5 этапы. Группа представляет свой лист. Обучающиеся называют умения, которыми они владеют и определяют то, чему они хотели бы научиться. Работа по образцу: я – могу..., я – хочу...
Обучающиеся получают задание: заполнить определительный лист индивидуально – как я мог бы реализоваться в общем деле (в качестве кого, почему).
Индивидуальная работа по заполнению определительных листов “Мои таланты”. Распределение в тематические группы. В классе находится стенд (актёры, музыканты, костюмеры и др.), куда в конверты обучающиеся опускают заполненные листы.
Октябрь, 2 неделя
Час общения. Игра “Что умею - покажу”. Работа в группах “Мои таланты”. Каждой группе предлагается творческое задание по теме. Группа представляет свою работу и получает задание: найти и выбрать песни, музыку, стихи, сценки, танцы, костюмы на школьную тему для представления. Состав групп может быть мобильным.
Промежуточная проектная задача “Я - сценарист”, ноябрь Цель: создание сценария для итогового мероприятия. Задачи: выбрать сценарий, развивать умение планировать деятельность, совершенствовать умение сотрудничать.
- 1 этап. Работа в тематических группах. Представление творческого задания.
- 2 этап. Подумайте и скажите, вот вы представили разные песни, танцы, стихи и др., а получилось ли у нас общее дело? Что нужно сделать, чтобы получилось общее дело-представление? Верно, нужно составить план представления, написать сценарий. Кто пишет сценарий? (сценарист). Одному будет сложно, поэтому сейчас произойдёт смена состава групп и вы объединитесь в группы – сценаристов и попробуете придумать сценарий сами.
- 3 этап. Работа в группах. Задание: составить план событий (что будет происходить и в какой последовательности). Обозначить где и когда будут происходить события. Выбрать песни, стихи, танцы, которые подойдут.
- 4 этап. Работа в группах. Составление сценария.
- 5 этап. Представление плана сценария. Рефлексия: что получилось, что не получилось
Представились все группы, теперь нам нужно выбрать один сценарий. Для этого вы выбираете актив, те кому вы доверяете. Мы вместе с активом проанализируем все ваши сценарии и получим один. В декабре мы встретимся, познакомимся со сценарием, обсудим и начнём подготовку к представлению.
Декабрь, 2 неделя
Час общения. Знакомство со сценарием. Театральный кастинг. Распределение ролей, видов деятельности.
Подготовка к спектаклю.
Промежуточная проектная задача “Я - оформитель”, январь Цель: создание афиши, реквизитов для итогового мероприятия. Задачи: формирование художественного вкуса, развивать творческие способности.
- 1 этап. Мы готовимся к нашему представлению. У нас написан сценарий, распределены обязанности. Но о чём мы забыли? (реклама-афиша). Роль афиши. Распределение в группы по интересам.
- 2 этап. Работа в группах. Знакомство с видами афиш. Выбор материалов, инструментов для изготовления афиши. Планирование работы.
- 3 этап. Работа в группах. Изготовление афиши
- 4 этап. Представление работы
- 5 этап. Рефлексия. Выбор лучшей афиши
Мы изготовили афишу. Каждая группа получает задание: изготовить костюмы, реквизит.
Февраль, март, апрель
Подготовка. Репетиции
Итоговое мероприятие-представление,май Литературно-музыкальная композиция “Путешествие по городам-песням” цель: демонстрация успеха. Задачи: совершенствовать рефлексивные умения, развивать творческие способности
Час общения. Что хотели, чтобы было? Что произошло? Что не получилось?