Открытый урок литературного чтения по теме «С.Козлов "Красота"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК «Перспективная начальная школа»

Автор учебника: Чуракова Н.А. I часть. Москва, Академкнига, 2012 г

Раздел III «В гостях у Барсука»

Оборудование:

1) учебник «Русский язык» Н.А.Чураковой, 2 ч.
2) Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, 1 ч.
3) На парте:  трафареты в виде цветов и листика из бумаги,
4) музыка
5) презентация

Тип урока по целеполаганию: получение детьми новых знаний

Цель урока

  1. Показать разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.
  2. Показать контраст между обыденным взглядом и поэтическим.

Задачи урока, направленные на формирование УУД:

Предметные результаты:

  • Учить видеть и ценить красоту. Формирование: продолжить обсуждение мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным
  • Развивать мышление, умение анализировать, обобщать. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение; учить чётко отвечать на поставленные вопросы
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы; Обозначить контраст между разными взглядами на жизнь.
    Показать новый аспект этой темы: если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный;

Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- воспитание бережного отношения к природе;
Повышение уровня мотивации учебной деятельности

Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
-наблюдать и делать выводы;
-работать со справочной литературой (толковым словарем)

Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге по теме (учитель-ученик), развивать связную речь;

Регулятивные УУД:
-учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

УУД

 I. Организационный момент
Цель:  Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке.

Проверяют готовность к уроку, встают в круг, улыбаются друг другу, желают удачи

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем творческих успехов и хорошего настроения.

 

Коммуникативные:

II. Актуализация знаний
Цель: Подготовка к изучению нового материала, постановка учебной задачи

1 Дети рассматривают цветы и выбирают тот, который подходит к их настроению и обосновывают свой ответ..

Рассмотрите и выберите тот цветок , который соответствует вашему настроению.

 

Коммуникативные, регулятивные

  ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке  тёплая атмосфера
ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой
СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный
КРАСНЫЙ – гости, цвет праздничный, все праздники запоминаются.
Значит, у нас у всех сегодня хорошее, солнечное настроение.
   

2. Дети отвечают на поставленные вопросы учителя

- А кто поднял вам это настроение? (цветы - они нам дарят много энергии, тепла, ощущение праздника, красоту)

- А кроме цветов, что нам дарит ещё хорошее настроение? (окружающий нас мир)

Вывод:  и цветы и окружающий весь нас мир делает нас добрее и учит видеть во всем красоту.

 

Личностные

3. Работа в парах.
Дети записывают и озвучивают свои ассоциации

Произнесите медленно слово КРАСОТА.
Какие  ассоциации возникают? (в парах на листах)

Работа на листик

 

4. Сценка.

Исполнение сценки детьми.

Учитель включает музыку.

Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенек и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали , что им делать.
- Пойдем, наберем веточек, - сказал медвежонок. – Голых ветвей. А на некоторых – один или два листика. Знаешь как красиво!
- А что с ними делать?
- Поставим в доме. Только немного, понимаешь? – сказал Медвежонок. – Если много - будут просто кусты, а если чуть-чуть…
- Пойдем, - согласился Ёжик.
И они пошли, набрали веток и с ветками в лапах направились к дому Медвежонка.
- Эй! Зачем это вам веники? – крикнул Заяц.
- Это не веники, сказал Ёжик. –
Это – красота! Разве не видишь?

Тихая музыка. Слайд №

Познавательные , коммуникативные

4. Постановка учебной задачи
Ответы детей

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о красоте)
-Чему будем учиться на уроке?
(видеть красоту  в простом, учиться ценить красоту,
- быть заинтересованными,  - быть наблюдательными)
Вывод: Да, ребята, сегодня будем читать произведение С.Козлова « Красота»

Слайд №

регулятивные

III. Физминутка

Цель:

  • переключить детей на другой вид деятельности;
  • включить двигательную активность;
  • пробудить эмоционально-чувственную сферу деятельности

 

Мышки тоже рады теплу. Шалят.
Вышли мышки как-то раз.
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре-
Мышки дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
(дети садятся на свои места)

 

 

IV. Изучение нового материала

Цели:

1. Показать разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.
2. Показать контраст между обыденным взглядом и поэтическим.
3. учит видеть и ценить красоту
4. развивать мышление, наблюдательность
5. воспитывать положительные качества в процессе работы
6. развивать коммуникативные  способности, умения работать в паре, общаться со сверстниками, умение выстраивать свой ответ в логической последовательности, умения применять свои знания в жизни.

1. Словарная работа

1) ответы детей

Дети находят толкование слова  «шалеют»

Прочитать слово написанное на доске. (шалеют)

Кто может объяснить смысл этого слова?

- Посмотрим как объясняется это слово в толковом словаре

Слайд №2

познавательные

2. Первичное чтение (учитель + ученик)
а) проверка понимания текста детьми:

Беседа
Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Что необычного предложил медвежонок?
- Кто поддержал медвежонка?
- А кто отреагировал по-другому?
- Где хотят сделать красоту медвежонок и ёж?
- Что он предлагает друзьям?
- Как решили распорядиться с ветками дома медвежонок и ёж?

 

познавательные

б)  Проблема: Почему Заяц не видит красоту? работа по учебнику (по полоскам)

Прочитывание.
Ответы детей

 Чтение желтых полосок: Почему эти строки выделены жёлтым? (поэтический взгляд на жизнь)
Чтение синих полосок: -Почему эти строки выделены синим?( лишённый фантазии)
- Посмотрите фразы Зайца. Заяц не фантазирует.
Может есть какая-то необычная фраза?
- Можно сказать, что это слова восторга?
- Значит он видит красивое? (да, но если это очевидная красота, просто он мало развит)
Вывод: Как вы думаете , что сложнее увидеть красоту в ярких веточках рябины или в голых  прутиках?
-Сделайте вывод, какими были медвежонок и ёж? (наблюдательными)

    Наблюдательный человек постепенно всё больше и больше развивает свой глаз (им он видит красоту), а потом глазу всё больше и больше явлений представляется интересными и замечательными. Глаз связан с сердцем и душой и если мы будем стараться тренировать свой глаз и душу, мир постепенно откроется как очень разнообразный и прекрасный.

 

познавательные

в)  Чтение текста по ролям

Герои:исполнители:

 

 

 

1. Слова
автора -  Азарова А.
2. Ёж- Емельянова В
3. Заяц-Колесникова
4. Медведь-Балахнин С.

 

 

коммуникативные

г) Поход в Музейный дом. Гипотеза.
Исследование:
1)Работа по картине Альбрехта Дюрера «Травы»

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Беседа: Найдите картину Альбрехта Дюрера « Травы»
Посмотрите внимательно,
- Что увидели?
-Узнаете метелку лугового мятлика? (его мелкие цветочки прячутся в колосках)
- А вы резной лист одуванчика заметили? (да)
- (Его желтоватые словно резиновые трубочки стебельки с тугими отцветшими головками – заметили?
_ Если  его сорвешь, то испачкаешь пальцы клейким молочком.)
- А широкие листья подорожника, вам знакомы?
- А узкие листья осоки, о которые можно порезаться?
- А запахи? Какие запахи ощутили?
- Как вы думаете, зачем художник столько внимания уделил обыкновенной траве, ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный? (она особенная, неповторима, художник открывает красоту в простом, учит беречь, наблюдать. Травы стремятся вверх к жизни)

Вывод:
- что общего у картины и у текста? (и  художник и писатель учит видеть красоту в простом )

  Познавательные
Коммуникативные

Физминутка:
Игра в парах:
«петушок или курочка»

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играли ваши бабушки и дедушки, называется она «Петушок или курочка)»
(нужно зажать тонкий стебелек 3 пальцами и скользить по нему вверх)

 

 

V. Рефлексия

Ответы детей.

С какими произведениями познакомились? (С Козлов «Красота» и А.Дюрер «Травы»)
- Что можете сказать  о С.Козлове, что это за человек?
Я вам приготовила выставку книг С.Козлова.  Их можно взять в библиотеке.

Слайд №
Выставка книг

 

Дети создают осенний букет из шаблонов – настроений.

 Оцените свою работу на уроке, создайте осенний букет своих настроений.

Звучит музыка.

Регулятивные, личностные

VI. Домашнее задание.

Цель: применить полученные знания в жизни

 

С. 111-114, прочитать выразительно разными голосами произведение С.Козлова «Красота».
- По пути домой постарайтесь найти необычное в обычном.