Урок по ОБЖ в 8-м классе по теме «Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения»

Разделы: ОБЖ


Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
Программа А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 класс.
Класс 8
Цели знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения;

воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока Урок открытия нового знания, комбинированный
Ожидаемые результаты Уметь формулировать свое отношение к радиационным авариям, уметь оценивать результаты своей деятельности, проявлять гражданскую позицию и бережное отношение к окружающей среде. Уметь четко формулировать свое отношение.
Методы обучения Наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный
Формы организации познавательной деятельности Групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Экран, ноутбук, проектор, оформление доски, тестовые задания, учебник, тетрадь, карточки.
Используемые технологии ИКТ-технология, групповая, здоровьесберегающая

 

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - Посмотрите короткий отрывок и попробуйте сформулировать тему урока.

(Идет видеоряд на экране.)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

После прослушивания ответов детей учитель уточняет цели урока.

Дети называют тему.

(Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения)

Дети называют предполагаемые цели урока.

2. Проверка домашнего задания - учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.

- индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха

- Спасибо, ребята. Перед изучением новой темы мы проверим домашнее задание по тестам. (Раздает тесты)

- Вам дается 3 минуты на ответы. Работайте ручками.

- Время закончилось. Отложите ручки, возьмите карандаши. Самопроверка по эталону. На экране правильные ответы. Проведите самопроверку и выставьте себе оценку, за каждый правильный ответ – один балл.

- У кого “5”, поднимите руки, “4”, “3”. Молодцы.

Дети индивидуально заполняют тесты, выполняют самопроверку и выставляют себе оценку.
3. Актуализация знаний Мотивация. Актуализация знаний и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания - Перед началом новой темы мы должны вспомнить:

1. Что такое радиоактивность?

2. Какие объекты относятся к радиационно опасным?

3. Что означает этот знак?

Дети отвечают на вопросы прошлой темы.
4. Изучение новой темы

а) Вводное слово

- учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением,

- учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.

- Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности

- Каждой группе дается задание к фильму. После просмотра вам нужно их выполнить. Смотрите внимательно, выделяйте главное. Дети настраиваются на просмотр (мотивация)
б).Просмотр фильма (Просмотр фильма). Смотрят фильм и находят ответ на задание группы.
Физкультминутка - Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Смотрите на экран и повторяйте движения. Выполняют движения
в) Работа в группах А теперь вспомните содержание фильма и выполните задание в группах.

- Кто будет отвечать?

(После ответов – оценка учителя) Первой группе – оценка..., второй группе..., третьей группе ...

Работают в группе
г) Сообщение учителя - Объясните значение слов “глобальная проблема”.

(ответ: Проблемы общепланетарного характера, для решения которых требуются объединённе усилия всего человечества).

К таким проблемам относится катострофическое загрязнение окружающей среды, в том числе и радиацией.

- Как вы думаете, радиационная авария представляет угрозу для окружающей среды?

(Сообщение учителя)

Радиационная авария – это глобальная катастрофа для окружающей среды.

Например, в зоне Чернобыльской АЭС присутствуют трансурановые радиоактивные элементы, период полураспада которых составляет от 14 до 20 тысячи лет. Даже сейчас, через 30 лет после аварии радиационный фон в некоторых

местах превышает норму в 100 раз. Так что жить там нормально не смогут ни ваши дети, ни даже внуки.

Отвечают на вопрос о глобальной катастрофе.
5. Практическая работа с учебником Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,

- ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять ошибки и корректировать их

- А сейчас работаем самостоятельно. Используя текст параграфа 4.4, составьте памятку “Принципы защиты от ионизирующего излучения” и сравните с эталоном. Откройте учебник и выполняйте работу самостоятельно.

- Время закончилось. Посмотрите на экран и сравните памятку с эталоном.

- Итак. Какие выводы можно сделать по новой теме?

Индивидуально работают с текстом учебника, выбирают формулировки и записывают в тетрадь

 

Дети формулируют выводы

6. Рефлексия - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности - Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на вопросы:

1. Что “открыли” нового?

2. Что было особенно интересным?

3. Что было самым трудным?

4. Над чем надо поработать?

5. Сегодня я узнал, что...

6. Меня удивило...

Дети высказывают свое мнение.
7. Итог урока Логическое завершение работы, мотивация на выполнение домашнего задания - Сегодня на уроке оценки такие...

Запишите домашнее задание.

(Дифференцированное домашнее задание.)

(для всех – ответить на вопросы к параграфу 4.4. для троих – подготовить сообщение по авариям на Чернобыльской АЭС, на ПО “Маяк”, на АЭС Фукусима-1)

Записывают в дневник домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2

Ресурсы

  1. Диск ООО “КОМПЭДУ”. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс (Видеоурок)