Учебный предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Учебник | Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. |
Программа | А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 класс. |
Класс | 8 |
Цели | знакомство с характеристикой очагов
поражения при радиационных авариях, с принципами
защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде. |
Тип урока | Урок открытия нового знания, комбинированный |
Ожидаемые результаты | Уметь формулировать свое отношение к радиационным авариям, уметь оценивать результаты своей деятельности, проявлять гражданскую позицию и бережное отношение к окружающей среде. Уметь четко формулировать свое отношение. |
Методы обучения | Наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный |
Формы организации познавательной деятельности | Групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Экран, ноутбук, проектор, оформление доски, тестовые задания, учебник, тетрадь, карточки. |
Используемые технологии | ИКТ-технология, групповая, здоровьесберегающая |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Посмотрите короткий отрывок и
попробуйте сформулировать тему урока. (Идет видеоряд на экране.) - Как вы думаете, какова цель нашего урока? После прослушивания ответов детей учитель уточняет цели урока. |
Дети называют тему. (Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения) Дети называют предполагаемые цели урока. |
2. Проверка домашнего задания | - учащиеся учатся контролировать
результаты своей учебной деятельности. - индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха |
- Спасибо, ребята. Перед изучением новой
темы мы проверим домашнее задание по тестам.
(Раздает тесты) - Вам дается 3 минуты на ответы. Работайте ручками. - Время закончилось. Отложите ручки, возьмите карандаши. Самопроверка по эталону. На экране правильные ответы. Проведите самопроверку и выставьте себе оценку, за каждый правильный ответ – один балл. - У кого “5”, поднимите руки, “4”, “3”. Молодцы. |
Дети индивидуально заполняют тесты, выполняют самопроверку и выставляют себе оценку. |
3. Актуализация знаний | Мотивация. Актуализация знаний и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания | - Перед началом новой темы мы должны
вспомнить: 1. Что такое радиоактивность? 2. Какие объекты относятся к радиационно опасным? 3. Что означает этот знак? |
Дети отвечают на вопросы прошлой темы. |
4. Изучение новой темы а) Вводное слово |
- учащиеся изучают новые знания и
знакомятся с новыми способами действий и их
применением, - учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. - Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности |
- Каждой группе дается задание к фильму. После просмотра вам нужно их выполнить. Смотрите внимательно, выделяйте главное. | Дети настраиваются на просмотр (мотивация) |
б).Просмотр фильма | (Просмотр фильма). | Смотрят фильм и находят ответ на задание группы. | |
Физкультминутка | - Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Смотрите на экран и повторяйте движения. | Выполняют движения | |
в) Работа в группах | А теперь вспомните содержание фильма и
выполните задание в группах. - Кто будет отвечать? (После ответов – оценка учителя) Первой группе – оценка..., второй группе..., третьей группе ... |
Работают в группе | |
г) Сообщение учителя | - Объясните значение слов “глобальная
проблема”. (ответ: Проблемы общепланетарного характера, для решения которых требуются объединённе усилия всего человечества). К таким проблемам относится катострофическое загрязнение окружающей среды, в том числе и радиацией. - Как вы думаете, радиационная авария представляет угрозу для окружающей среды? (Сообщение учителя) Радиационная авария – это глобальная катастрофа для окружающей среды. Например, в зоне Чернобыльской АЭС присутствуют трансурановые радиоактивные элементы, период полураспада которых составляет от 14 до 20 тысячи лет. Даже сейчас, через 30 лет после аварии радиационный фон в некоторых местах превышает норму в 100 раз. Так что жить там нормально не смогут ни ваши дети, ни даже внуки. |
Отвечают на вопрос о глобальной катастрофе. | |
5. Практическая работа с учебником | Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи, - ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять ошибки и корректировать их |
- А сейчас работаем самостоятельно.
Используя текст параграфа 4.4, составьте памятку
“Принципы защиты от ионизирующего излучения” и
сравните с эталоном. Откройте учебник и
выполняйте работу самостоятельно. - Время закончилось. Посмотрите на экран и сравните памятку с эталоном. - Итак. Какие выводы можно сделать по новой теме? |
Индивидуально работают с текстом
учебника, выбирают формулировки и записывают в
тетрадь
Дети формулируют выводы |
6. Рефлексия | - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности | - Наш урок подходит к концу. Прошу вас
ответить на вопросы: 1. Что “открыли” нового? 2. Что было особенно интересным? 3. Что было самым трудным? 4. Над чем надо поработать? 5. Сегодня я узнал, что... 6. Меня удивило... |
Дети высказывают свое мнение. |
7. Итог урока | Логическое завершение работы, мотивация на выполнение домашнего задания | - Сегодня на уроке оценки такие... Запишите домашнее задание. (Дифференцированное домашнее задание.) (для всех – ответить на вопросы к параграфу 4.4. для троих – подготовить сообщение по авариям на Чернобыльской АЭС, на ПО “Маяк”, на АЭС Фукусима-1) |
Записывают в дневник домашнее задание |
Ресурсы
- Диск ООО “КОМПЭДУ”. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс (Видеоурок)