Цель урока: воспитать любовь к традиционной народной культуре России.
Задачи:
- изучить историю Уфтюжской росписи
- изучить материалы, применяемые в Уфтюжской росписи
- изучить особенности росписи и ее отличия от других северных росписей
- научиться поэтапно, изображать растительный орнамент Уфтюжской росписи
Методическая разработка урока рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет.
Материалы для работы педагога: наглядные изображения элементов росписи, деревянные предметы быта, украшенные росписью, видеопрезинтация, лист формата А-3, краски гуашевые, мягкие кисти, банка для воды, лоскуток ткани для вытирания кисти.
Материалы для работы учеников: лист формата А-4 или А-3, простой карандаш, ластик, клеенка на стол, банка для воды, палитра, гуашевые краски, кисти мягкие № 1, 3, 5, 7.
РОСПИСЬ УФТЮГИ
Берестяные туеса Уфтюги отличаются неразрывной связью росписи с формой изделия и его материалом, красотой ритмичного и плавного орнамента, гармоничностью сочетания красок, виртуозностью свободного кистевого письма.
Краски изготавливались из сухого порошка с прибавлением клея, а позже стали применять темперу, гуашь с ПВА и масляные краски. Расписывали туеса кистями, часто использовали тампоны-"тычки". В росписи применялся метод наложения красок одна на другую.
Характерно для уфтюжской росписи то, что большая часть поверхности остается не
покрытой орнаментом и сохраняет красоту материала.
Фон часто подкрашивается тонким слоем краски, цвет его сохраняет теплоту и
мягкость бересты. Наиболее распространенный цвет фона туеса -- светлый солнечный,
оранжево-розовый или красноватый. Хотя некоторые мастера пишут и на светло-коричневом
или темно-красном фоне, но при этом они смело включают в роспись и традиционные цвета
-- розовый, голубой, светло-лиловый, зеленый, коричневый, синий, белый.
Композиция росписи всегда одна и та же -- это гибкая веточка, несущая легкий
цветок (тюльпаны-лилии, "котлы", "лунники", репей, ромашки), раскинувшиеся опущенные
ресничками листья, несколько ягод; птички-"кутеньки" в различных позах: важно
расхаживающие, клюющие, охорашивающие перышки, готовящиеся взлететь.
Благодаря свободному мазку мастер, расписывающий партию туесов, исполняет один
и тот же рисунок, получает всякий раз новый вариант росписи. Каждому мастеру присущ
свой "почерк", но все они в своём творчестве сохраняют характерные для данного стиля
особенности.
Если сравнить уфтюжскую роспись по бересте с росписью борецких и пермогорских
туесов, то увидим, что мотивы этих росписей перенесены с прялок, тогда, как уфтюжские берестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную для бересты. Мастера
уфтюжской росписи перенесли эти мотивы на прялки.
Прялки, найденные во многих деревнях на реке Уфтюге, расписывали те же мастера,
что расписывали берестяные туеса и коробейки, либо мастера по росписи интерьеров изб.
Прялки не изготавливались для продажи, а только исключительно для членов семьи
или соседей, отец -- дочери, жене, жених -- невесте. Расписывали и детские прялочки,
приобщая девочек с раннего возраста к женскому ремеслу.
Разнообразна и интересна сама форма уфтюжских прялок. Венчают лопасть прялки
4--5--б городков, а иногда просто фигурный верх с возвышением посередине. Лопасть
прялки прямоугольная вытянутая с зубцами по краям, завершающаяся двумя -- четырьмя
сережками, переходящими в фигурную ножку. На одной из прялок -- две l серёжки в виде
трилистника. Иногда серёжки соединены с ножкой балясинами.
Для уфтюжской росписи характерно преобладание кистевых мазков над контурной линией. Мотивы крупные, живописные. Традиционная композиция уфтюжской прялки - это гибкая веточка, расположенная вертикально или свободно лежащая по диагонали лопасти прялки. Используются мотивы ветвей с крупными листьями, цветами, похожими на тюльпаны-лилии или "котлы", как их называют мастера росписи, а также колокольчики, "лунники", ромашки. на ветвях сидят птицы: изящные и грациозные, иногда важные и горделивые, а то взъерошенные и настороженные. Есть мнение, что "голландский тюльпан", приплыв через Белое море по Северной Двине, появился на эмалях Сольвычегодска и на внутренней стороне крышек деревянных ларцов, подголовников и коробьев Великого Устюга, а затем расцвел на туесах.