Цель:
- Углубление знаний учащихся по теме;
- Познакомить с произведением В.Драгунского “Надо иметь чувств юмора”;
Задачи:
Обучающие:
- обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;
- отрабатывать умение характеризовать литературного героя;
Развивающие:
- развивать устную монологическую речь;
- совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
- воспитывать интерес к чтению
Оборудование:
- презентация к уроку
- карточки с заданием для учащихся
- фотографии лемуров
- аудиозапись рассказа В.Драгунского
Ход урока
1. Орг. Момент
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
- А теперь повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке.
- Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
- Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
2. Упражнение “Жужжащее чтение”
- Начнём наш урок с упражнения “Жужжащее чтение”.
- Перед вами на листочке текст рассказа “Первоапрельская штучка”.
- По моему сигналу начинаем читать. – Начали!
- Кто заметил, что стал читать лучше в течение года?
- Так держать! Молодцы!
- Какие строчки вызвали у вас улыбку?
Первоапрельская шутка.
Когда сели ужинать, папа отложил в сторону газету и пристально посмотрел на Витю:
— Что-то ты сегодня подозрительно тихий. Неужели опять схватил по русскому трояк с минусом?
— Нет, не трояк, — с загадочной улыбкой ответил Витя. — Я получил по русскому двойку!..
Папа поперхнулся, а мама чуть не выронила из рук заварной чайник.
— Он еще улыбается! — закричали хором папа и мама.
— А чего? Я не виноват! Она придирается! Я всего-то сделал две ошибки... В одном предложении...
— Во-первых, не она, а учительница! — сказала мама. — А во-вторых, смотря какие ошибки!
— Она попросила написать на доске сегодняшнее число, а я написал "перьвое опреля". Всего две ошибки!
Мама схватилась за сердце.
— Подожди-ка, подожди, — сказал папа, — какое сегодня число? Первое апреля? Теперь понятно, почему ты так хитро улыбаешься! Ты решил нас разыграть? Ты все это выдумал?
— Ага, — кивнул Витя. — Я пошутил. Меня по русскому и не спрашивали! С первым апреля!
— Ну и шуточки! — рассердилась мама. — Я из-за тебя чуть чайник не разбила!
Витя допил чай и вышел из-за стола. "Слава Богу, — подумал он, — что папа ничего не спросил про математику! Ведь двойку я как раз по математике получил!"
3. Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса.
Просмотр юмористических кадров (Слайды 1-6)
- Ребята, предлагаю вам посмотреть некоторые фотографии из жизни.
- Что вызвало у вас улыбку, смех?
- Над кем вы смеялись?
- Могли бы вы быть на месте наших героев?
- Значит, над кем вы смеялись? (Над собой)
- А вам нравится, когда над вами смеются? (Ответы детей)
- Возникло противоречие: кому-то легко, кому-то трудно.
- На какой же вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? (Легко ли смеяться над собой)
- А как называется способность человека воспринимать мир в смешном виде? (Юмор)
- В толковом словаре юмор - понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н.
- Как вы думаете, все ли люди обладают такой способностью?
- В проблемном вопросе нашего урока нам поможет разобраться один из юмористических писателей. Вот послушайте строки из его произведений.
“Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился”.
“Мы устроим карнавал. Каждому надо нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм выдадут премию”.
“Одна девочка была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки”.
“А мне мама закричала : Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь кашу!”
- Кто же автор этих строк? Из каких произведений взяты эти строчки? (Виктор Драгунский. Строчки из произведений “Девочка на шаре”, “Бы…”, “Кот в сапогах”, “Тайное становится явным”)
- Кто главный герой рассказов В. Драгунского?
- При чтении какого рассказа нам было грустно? (“Девочка на шаре”)
- Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы? (Ответы детей)
Сообщение ученика о Викторе Драгунском.
В.Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался “Синяя птичка”. (Слайд7)
А ещё В.Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: “Денискины рассказы” и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов. (Слайд 8-10)
4. Работа с текстом до чтения.
- Откройте, пожалуйста, страницу 169 учебника
- Кто автор произведения?
- Прочитайте название произведения.
- Вы согласны с утверждением, которое автор вынес в заглавие произведения?
- Выскажите свои предположения по иллюстрации и по названию: о чём мы узнаем из этого произведения?
- Посмотрим, оправдаются ли ваши предположения?
- Просмотрите сколько частей (три)
5. Работа с текстом во время чтения.
Первичное восприятие текста. Инсценировка 1 части.
- Ребята, скажите, как можно познакомиться с произведением?
(Прочитать книгу, просмотреть мультфильм, кино, прослушать аудиокнигу, сходить на спектакль)
- Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. (Заранее подготовленные учащиеся инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора")
- Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места . Понравилась эта сценка?
- Какие непонятные слова вы услышали? (Слайд 11)
(Лемуры – полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними конечностями. Живут в тропических лесах.)
- Над чем же сначала смеются Дениска и Мишка? Кто над кем? (Друг над другом)
- Действительно лемуры виноваты? Какой совет вы дадите мальчикам?
- В конце этой части Дениска смеётся один. Почему?
- Предположите, кто из героев, по-вашему, мнению обладает чувством юмора? Объясните свою точку зрения.
- Как вы думаете понравилась ли шутка Мишке? Засмеётся ли он или обидится?
Физкультминутка. (Слайд12)
Чтение 2 части. Диалог с автором.
- Прочитаем 2 часть.
После прочтения предложения “Они оба на меня смотрели и хохотали” (Они смеялись почему то или над кем-то?)
“….мы этого ещё не проходили” (А Дениске было смешно? Почему?)
“…такого скоро выгонят из школы” (Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?)
Чтение 3 части за диктором.
- Как вы думаете, о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?
- 3 часть будем читать про себя за диктором. По ходу чтения отмечайте непонятные слова
- Кто успевал читать за диктором?
- Кто не успевал? Какой дадим совет? (Упражняться в беглом , правильном и выразительном чтении)
- Значение каких слов непонятно?
Целина - это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи, вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)
Покорять природу – открывать новые земли
Делегация – группа людей, представляющих какой –то коллектив
Алтай – горы
- Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он даже собирался уйти из дома на целину!
Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо про него говорит; обиделся, что Мишка с папой смеялись)
- Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой)
- Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем)
- А у его отца? (Конечно, задачку придумал смешную и полезную.)
- Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Да он засмеялся. (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны)
6. Работа с произведением после чтения.
- Вернёмся к проблемному вопросу урока: легко ли смеяться над собой? (Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия)
- К какому жанру отнесём данное произведение и почему?
(Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. )
Персонажей в рассказе обычно немного.
Составление плана рассказа. (Работа в группах)
- 1 и 2 группа – 1 часть
- 3 группа – 2 часть
- 4 группа - 3часть
Беседа по названию произведения.
- Прочитайте ещё раз название рассказа.
- Зачем надо иметь чувство юмора?
- Достаточно ли только иметь чувство юмора?
- Что нужно ещё уметь?
(Недостаточно обладать только чувством юмора. Необходимо уметь шутить по-доброму, не обижая своего собеседника. И только тогда чувство юмора принесёт радость от общения всем!)
Игра “Собери пословицы.
- Необходимо соединить начало и конец пословицы (Слайд 13)
- Как вы понимаете пословицы следующие пословицы:
- “Кто шуток не понимает, над тем не шути”
- “Подшучивай над собой: здоровей смеяться будешь”
- “Любишь шутки над Фомой, люби и над собой”
Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора? Ставим один балл за каждый правильный ответ.
Что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
Почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
Одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Мышеловка из пяти букв (кошка)
Из него на ходу спрыгнуть можно, а вот запрыгнуть обратно нельзя (самолёт)
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
Когда козе исполнится 7 лет, что с ней будет дальше?
Кто сумел ответить на все вопросы? Молодцы!
Творческое задание. Работа в группах. (Слайд № 14)
Составьте в группе советы детям как воспитать в себе чувство юмора.
7. Домашнее задание.
По желанию выполнить одно из заданий:
1 .Творческий пересказ
2. Написать свой маленький юмористический рассказ из жизни
3. Придумать “весёлые задачки”
8. Рефлексия.
- Какой вопрос мы поставили вначале урока? (Легко ли смеяться над собой)
- Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока?
- Что вы поняли для себя?
- У кого появилось чувство юмора?
- Попробуйте рассмеяться!
- У вас на столах рисунки улыбок. Если вам на уроке было интересно, подарите нам свою улыбку
- Молодцы! Спасибо за урок!