Программа групповых психологических занятий "Школа общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Осмысливая содержательную суть психологической службы в современных условиях, мы пришли к выводу о том, что работа педагога-психолога зачастую ограничивается сопровождением определённой категории детей, которая включает лишь часть учащихся . В то же время пребывание ребенка в образовательном учреждении обуславливает наличие трудностей как в познавательном, так и в эмоционально-личностном развитии.

Целенаправленное комплексное воздействие на детей должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на реализацию потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В связи с этим нами были выделены следующие направления в работе педагога-психолога в рамках групповых психологических занятий “Школа общения”: познавательное развитие младших школьников, формирование у них навыков исследовательской деятельности; формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления в детском коллективе; формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

Структура групповых психологических занятий “Школа общения” включает в себя два блока:

“Любознайки” (цель: составление исследовательского проекта)

“Школа лидера” (цель: формирование и развитие лидерских способностей учащихся, как основы самоуправления)

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность);
  • принцип природосообразности: учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
  • принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
  • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
  • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
  • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка;
  • принцип компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
  • принцип ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 72 часов. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю продолжительностью 1 академический час (45 минут).

Методические приемы программы:

  • ознакомительные, разъяснительные беседы;
  • деловые, познавательные игры, игры-тренинги;
  • викторины, дискуссии;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов;
  • обучающая психодиагностика.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого блока

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  • применение и приобретение детьми новых знаний.

2. Результаты второго блока

  • расширение коммуникативных и организаторских компетенций воспитанников;
  • повышение умения  самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в совете воспитанников;
  • повышение умения управлять собой, самоанализа, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.

3. Результаты третьего блока

повышение способности отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения;

улучшение коммуникативных навыков, навыков построения конструктивного диалога;

патриотическая направленность, интерес к социально-значимым вопросам.

Содержание программы групповых психологических занятий “Школа общения”

БЛОК 1. “Любознайки”

Младший школьный возраст – наиболее ценный период для развития интеллектуально-познавательной сферы. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность. В этом периоде интенсивно развиваются и совершенствуются все познавательные процессы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее “открыты” для новых знаний, и педагоги должны создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у младших школьников.

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Контингент: учащиеся 2- 4 классов.

Цель: составление исследовательского проекта.

Задачи:

  • учить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • учить детей ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности
  • стимулировать развитие познавательной активности и интеллектуального уровня детей

Тематический план занятий блока “Любознайки”

Тема занятия Кол-во часов
1 Вводная беседа: “Я – любознайка!” 1
2 Мои органы чувств. Как я воспринимаю мир. Исследование типа восприятия. 1
3 Моё восприятие. Уровень развития 1
4 Внимательный ли я? Исследование уровня, объёма внимания. 1
5 Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания.. 1
6 Усердный ли я? Исследование темпа работы. Моя работоспособность 1
7 Игры на развитие слухового восприятия, внимания 1
8 Игры для зрительного восприятия, внимания. 1
9 Какая бывает память? Виды памяти. Обсуждение. 1
10 Непроизвольная память. Исследование. Выводы. 1
11 Зрительная память. Кратковременная и долговременная память. Исследование. Выводы. 1
12 Слуховая память. Механическая память. Исследование. Выводы. 1
13 Словесно-логическая память. Исследование. Выводы. 1
14 Игры на развитие зрительной памяти. 1
15 Игры на развитие слуховой памяти. 1
16 Работа с текстом. Развитие словесно-логической памяти. 1
17 Моё мышление. Наглядное мышление. Исследование. 1
18 Игры на развитие мышления. 1
19 Словесное мышление. Исследование. 1
20 Игры на развитие словесного мышления. 1
21 Логическое мышление. Исследование. 1
22 Игры на развитие словесного мышления. 1
23 Логические игры, головоломки, шарады. 1
24 Абстрактное мышление. Исследование. 1
25 Игры на развитие абстрактного мышления. 1
26 Как развито моё воображение. Исследование. 1
27 Я фантазёр. Приёмы развития воображения. 1
28 Я фантазёр. Продолжение. 1
29 Игра “Напиши свою сказку”. 1
30 Обсуждение. Выбор лучших сказок. 1
31 Анкета “Мой кругозор”. Как много я знаю о мире вокруг. Анализ анкет. 1
32 Как сделать свой кругозор шире? Приёмы. 1
33 Игра “Что? Где? Когда?” 1
34 Обсуждение смысла пословиц и поговорок. 1
35 Занимательные игры на развитие мышления, наблюдательности, памяти. 1
36 Подведение итогов. Составление и оформление проекта. 1
  Всего 36

Блок 2. “Школа лидера”

Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.

В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.

Для того, чтобы учащиеся смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены самоуправления.

Контингент: учащиеся 6 -7 классов.

Цель: Формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.

Задачи:

Социальные:

  • Создать детям условия для самореализации.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Воспитательные:

  • Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
  • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

Обучающие:

  • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
  • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

Развивающие:

  1. Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
  2. Развить творческие и коммуникативные способности.

Тематический план занятий " Школа Лидера"

Тема занятия Кол-во часов
1 Характер людей. Мой характер. Психогеометрический тест. Моя самооценка. Тест “Портрет и автопортрет”. 4
2 Кто такой лидер? Лидер в коллективе . Какими качествами должен обладать лидер. Как воспитать в себе лидера. 4
3 Мои коммуникативные и организаторские способности. Методика КОС. 3
4 Командная работа. Принципы и трудности. 2
5 Самопрезентация. Умение подать себя 2
6 Ораторские способности. Тренировка. 2
7 Сотрудничество. Игры в парах. 2
8 Учусь принимать решения. Решение сложных ситуаций. 2
9 Игра “Твори, выдумывай, пробуй” 2
10 Совместное творчество. Изготовление коллажа 2
  Всего 25

Контингент: учащиеся 7-8 классов

Цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

Задачи:

Социальные:

  • Создать детям условия для самореализации.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Воспитательные:

  • Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
  • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

Обучающие:

  • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
  • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

Развивающие:

  • Развить творческие и коммуникативные способности.
  • Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей

Тематический план занятий дополнения 2 блока

Название модуля Кол-во часов
1 Понимаем наш город 1
2 Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. 2
3 Викторина “Как живёшь ты, отчий дом?” 1
4 Устный журнал “история нашего города” 1
5 Живём в нашем городе 1
6 Дискуссия Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе” 1
7 Проблемно-ценностная дискуссия “Рискованные практики молодых людей в нашем городе” 1
8 Проблемно-ценностная дискуссия “Взаимоотношения между группами молодёжи в нашем городе” 1
9 Развиваем наш город 1
10 Дискуссия “Наши инициативы по развитию города”. 1
  Всего 11