Осмысливая содержательную суть психологической службы в современных условиях, мы пришли к выводу о том, что работа педагога-психолога зачастую ограничивается сопровождением определённой категории детей, которая включает лишь часть учащихся . В то же время пребывание ребенка в образовательном учреждении обуславливает наличие трудностей как в познавательном, так и в эмоционально-личностном развитии.
Целенаправленное комплексное воздействие на детей должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на реализацию потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В связи с этим нами были выделены следующие направления в работе педагога-психолога в рамках групповых психологических занятий “Школа общения”: познавательное развитие младших школьников, формирование у них навыков исследовательской деятельности; формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления в детском коллективе; формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.
Структура групповых психологических занятий “Школа общения” включает в себя два блока:
“Любознайки” (цель: составление исследовательского проекта)
“Школа лидера” (цель: формирование и развитие лидерских способностей учащихся, как основы самоуправления)
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
- принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность);
- принцип природосообразности: учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
- принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка;
- принцип компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- принцип ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 72 часов. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю продолжительностью 1 академический час (45 минут).
Методические приемы программы:
- ознакомительные, разъяснительные беседы;
- деловые, познавательные игры, игры-тренинги;
- викторины, дискуссии;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- обучающая психодиагностика.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого блока
- осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- применение и приобретение детьми новых знаний.
2. Результаты второго блока
- расширение коммуникативных и организаторских компетенций воспитанников;
- повышение умения самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в совете воспитанников;
- повышение умения управлять собой, самоанализа, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.
3. Результаты третьего блока
повышение способности отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения;
улучшение коммуникативных навыков, навыков построения конструктивного диалога;
патриотическая направленность, интерес к социально-значимым вопросам.
Содержание программы групповых психологических занятий “Школа общения”
БЛОК 1. “Любознайки”
Младший школьный возраст – наиболее ценный период для развития интеллектуально-познавательной сферы. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность. В этом периоде интенсивно развиваются и совершенствуются все познавательные процессы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее “открыты” для новых знаний, и педагоги должны создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у младших школьников.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Контингент: учащиеся 2- 4 классов.
Цель: составление исследовательского проекта.
Задачи:
- учить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- учить детей ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности
- стимулировать развитие познавательной активности и интеллектуального уровня детей
Тематический план занятий блока “Любознайки”
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа: “Я – любознайка!” | 1 |
2 | Мои органы чувств. Как я воспринимаю мир. Исследование типа восприятия. | 1 |
3 | Моё восприятие. Уровень развития | 1 |
4 | Внимательный ли я? Исследование уровня, объёма внимания. | 1 |
5 | Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания.. | 1 |
6 | Усердный ли я? Исследование темпа работы. Моя работоспособность | 1 |
7 | Игры на развитие слухового восприятия, внимания | 1 |
8 | Игры для зрительного восприятия, внимания. | 1 |
9 | Какая бывает память? Виды памяти. Обсуждение. | 1 |
10 | Непроизвольная память. Исследование. Выводы. | 1 |
11 | Зрительная память. Кратковременная и долговременная память. Исследование. Выводы. | 1 |
12 | Слуховая память. Механическая память. Исследование. Выводы. | 1 |
13 | Словесно-логическая память. Исследование. Выводы. | 1 |
14 | Игры на развитие зрительной памяти. | 1 |
15 | Игры на развитие слуховой памяти. | 1 |
16 | Работа с текстом. Развитие словесно-логической памяти. | 1 |
17 | Моё мышление. Наглядное мышление. Исследование. | 1 |
18 | Игры на развитие мышления. | 1 |
19 | Словесное мышление. Исследование. | 1 |
20 | Игры на развитие словесного мышления. | 1 |
21 | Логическое мышление. Исследование. | 1 |
22 | Игры на развитие словесного мышления. | 1 |
23 | Логические игры, головоломки, шарады. | 1 |
24 | Абстрактное мышление. Исследование. | 1 |
25 | Игры на развитие абстрактного мышления. | 1 |
26 | Как развито моё воображение. Исследование. | 1 |
27 | Я фантазёр. Приёмы развития воображения. | 1 |
28 | Я фантазёр. Продолжение. | 1 |
29 | Игра “Напиши свою сказку”. | 1 |
30 | Обсуждение. Выбор лучших сказок. | 1 |
31 | Анкета “Мой кругозор”. Как много я знаю о мире вокруг. Анализ анкет. | 1 |
32 | Как сделать свой кругозор шире? Приёмы. | 1 |
33 | Игра “Что? Где? Когда?” | 1 |
34 | Обсуждение смысла пословиц и поговорок. | 1 |
35 | Занимательные игры на развитие мышления, наблюдательности, памяти. | 1 |
36 | Подведение итогов. Составление и оформление проекта. | 1 |
Всего | 36 |
Блок 2. “Школа лидера”
Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.
В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.
Для того, чтобы учащиеся смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены самоуправления.
Контингент: учащиеся 6 -7 классов.
Цель: Формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.
Задачи:
Социальные:
- Создать детям условия для самореализации.
- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
- Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Обучающие:
- Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
- Повышать уровень общей культуры воспитанников.
Развивающие:
- Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
- Развить творческие и коммуникативные способности.
Тематический план занятий " Школа Лидера"
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Характер людей. Мой характер. Психогеометрический тест. Моя самооценка. Тест “Портрет и автопортрет”. | 4 |
2 | Кто такой лидер? Лидер в коллективе . Какими качествами должен обладать лидер. Как воспитать в себе лидера. | 4 |
3 | Мои коммуникативные и организаторские способности. Методика КОС. | 3 |
4 | Командная работа. Принципы и трудности. | 2 |
5 | Самопрезентация. Умение подать себя | 2 |
6 | Ораторские способности. Тренировка. | 2 |
7 | Сотрудничество. Игры в парах. | 2 |
8 | Учусь принимать решения. Решение сложных ситуаций. | 2 |
9 | Игра “Твори, выдумывай, пробуй” | 2 |
10 | Совместное творчество. Изготовление коллажа | 2 |
Всего | 25 |
Контингент: учащиеся 7-8 классов
Цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.
Задачи:
Социальные:
- Создать детям условия для самореализации.
- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
- Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Обучающие:
- Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
- Повышать уровень общей культуры воспитанников.
Развивающие:
- Развить творческие и коммуникативные способности.
- Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей
Тематический план занятий дополнения 2 блока
№ | Название модуля | Кол-во часов |
1 | Понимаем наш город | 1 |
2 | Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. | 2 |
3 | Викторина “Как живёшь ты, отчий дом?” | 1 |
4 | Устный журнал “история нашего города” | 1 |
5 | Живём в нашем городе | 1 |
6 | Дискуссия Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе” | 1 |
7 | Проблемно-ценностная дискуссия “Рискованные практики молодых людей в нашем городе” | 1 |
8 | Проблемно-ценностная дискуссия “Взаимоотношения между группами молодёжи в нашем городе” | 1 |
9 | Развиваем наш город | 1 |
10 | Дискуссия “Наши инициативы по развитию города”. | 1 |
Всего | 11 |