“Чем больше ребенок видел, слышал,переживал,чем
большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет
его творческая деятельность”.
Л.С. Выготский
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития опытно - экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, быстрее и полноценнее развивается.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.
Огород-сад, как элемент исследовательской деятельности, распространён в ДОУ. Можно выделить:
Растения на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад, которые не умеют разговаривать, но способны отвечать на заботу.
Мы живем в таких условиях, когда общение с природой невозможно из-за климатических условий. Через беседы, наблюдения пришли к выводу, что многие дети даже не представляют, как можно вырастить растения, ухаживать за ними. Все это способствовало к организации мини-огорода на окне. Эта ниточка, которая объединяет и связывает нас с природой долгие месяцы.
Огород на окне – это очень хорошее подспорье. Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой или весной блюдо к столу, украшенное зелеными веточками петрушки, укропа. И красиво, и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. Здесь есть все, что должно быть в настоящем огороде: домик, забор, колодец, с ведерком для полива, садовый инструмент, грядки.
Известно, что сказка тесно переплетается с реальностью, а если воспитатель – выдумщик, умеет превратить маленький огородик на окне в сказочную страну, то это место станет самым сказочным в группе, и, от него будет просто невозможно отвести глаз.
Цель – создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности, через организацию огорода на окне.
Задачи:
- поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;
- углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
- развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;
- формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;
- воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.
Определяя стратегию и содержание деятельности, стиль взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, в своей деятельности применяем следующие принципы:
- природосообразности, предполагающий определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о нем;
- культуросообразности, направленный на реализацию в ходе воспитания детей, как на общечеловеческие культурные ценности, так и на ценности, присущие региональной культуре и данному социуму;
- деятельности, заключающийся в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие им нового знания”;
- креативности, предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в познавательной, продуктивной и игровой деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Формы организации работы
- непосредственно-образовательная деятельность;
- экскурсии на огород в весеннее-осенний период на участке детского сада;
- практическая деятельность в огороде на окне (уход за растениями);
- элементарная поисковая деятельность;
- проведение викторин, праздников;
- выпуск оздоровительных рецептов;
- ведение панорамы добрых дел;
- ведение календарей природы;
- выставки овощных культур;
- конкурс детских плакатов, рисунков, сказок, загадок.
Для организации опытов, экспериментов в группах оборудована мини-лаборатория, в которой находятся приборы “помощники”:
- лабораторная посуда, весы, песочные часы;
- объекты живой и неживой природы;
- емкости для экспериментов разных объемов и форм;
- природный материал: глина, песок, земля, мох, семена, опилки;
- утилизированный материал: целлофановые мешочки, ткань, пробки, пипетки, колбы, мерные ложки, груши, шприцы без игл, лупы, сито, свечи.
Ребенок по своей природе исследователь. А в ходе опытно -экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: “Как?”, “Зачем?”, “Почему?”.
Экспериментирование вызывает огромный интерес. Действуя практически, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства растений, их сходства и различие, связи и отношения, получая новые навыки проведения. Учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно.
В организации и проведении опытов, можно выделить несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов.
- Формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта, дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам, у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей.
Чтобы установить, почему семя огурца проросло быстрее, чем семена гороха, дети рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали. В результате, установили: оболочка семени гороха твердая, рассыпается под воздействием силы, а у огурца оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семя огурца быстрее прорастает.
В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, развиваем в детях экологическую грамотность, воспитываем активную природоохранную позицию. Так, посадив семена петрушки в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты наблюдений заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают детям ухаживать за растением, правильно поливать.
Наблюдая за изменениями петрушки, происходящими в течение нескольких дней, Лена задала вопрос: “Почему листочки свернулись?”. Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины появления тли. Что же необходимо, сделать, чтобы петрушка не погибла? Данный вопрос оставили открытым для обсуждения в семье. После бесед в кругу семьи, одним из решений было: опрыскать растение мыльным раствором, изолировать от других растений. В результате чего растение выздоровело.
Для формирования здорового образа жизни у детей, организовали посадку лука и чеснока на окне. Привлекли медсестру, которая рассказала о значении растений для человека. В нашем огороде, персонажи сказок, помогают ухаживать за растениями, экспериментируют вместе с детьми. Например, Чиполлино, наблюдал за луковицами, посаженными в воду и без воды. Где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе деятельности закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для роста.
После беседы с детьми о том, каким был вкусный суп из зелени с нашего огорода, почтальон Печкин принес письмо от замерзающего воробья, который просил что-нибудь вкусненького, чтобы дожить до весны. Саша вспомнила, что она смотрела мультфильм, где девочка кормила птиц зеленой травой. И мы решили вырастить овес. После того как дети угостили птичек овсом, почтальон Печкин принес письмо с благодарностью.
Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительную, слуховую, обонятельную. Так, на примере помидора, дети знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает воду, питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы и плоды. Главная функция листьев – поглощение солнечного света. Цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.
Очень интересно проходят встречи со снеговиком. Какое удивление и радость происходят у детей, когда осенью или весной приходит снеговик. Дети рассказывают о лете, осени, весне. Идет сравнительный анализ с зимней природой, делают простейшие выводы, показывают навыки обращения с растениями, уход за ними. В процессе этого идет закрепление знаний детей, распознавание, развитие логического мышления, положительные эмоции.
Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, используем схемы, модели, обозначающие действия, с помочью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.
Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе. Происходящие изменения – быстрые, наглядные, яркие. Положили в землю семечко, сказали волшебные слова – глядишь, через несколько дней, пробились к свету ростки. День за днем набирают силу, растут, радуя детей.
В результате данной деятельности у детей:
- сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;
- овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лук, чеснок, овес, горох, помидор, огурец);
- при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;
- имеют общее представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
- отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду;
- в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы “почему?”, “зачем?”, “откуда?”; устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
- проявляют заботу, сочувствие, желание оказывать помощь зимующим птицам, через выращивание культуры овса;
- передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.
Используемая литература.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
- Венгер Л.А., Мухина В.С. “Психология”/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский Л.С. “Воображение и его развитие в детском возрасте”/ Л.С. Выготский// “Хрестоматия по возрастной психологии”: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г.
- Дусавицкий А.К. “Поисковая активность и адаптация”./ Дусавицкий А.К. – М.: Педагогика, 1984г.
- Короткова Т.А. “Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду”/ Короткова Т.А. // “Дошкольное воспитание” - 2003г. - №3 – с. 12.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. “Детское экспериментирование”/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005г.