Занятие для учащихся старших классов "Грани толерантности"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;
  • показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми;
  • сформировать коммуникативную толерантность;
  • сформировать навыки ведения дискуссии.

Участники: обучающиеся 9-12-х классов

Форма проведения: дискуссия

Методы: дискуссия, игровые упражнения

Оборудование: мультимедийная техника, карточки, магнитная доска, магниты.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

Ход занятия

Приветствие.

Разминка: упражнение Снежинка (5 мин).

Инструкция: перед вами чистые листы бумаги. Возьмите их, четко выполняйте мою инструкцию. Сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите на “снежинки” друг друга. У всех “снежинки” получились разные.

Ведущий: Что это значит? Обсуждение (...все мы разные, каждый по-своему перерабатывает информацию, по-своему видит ситуацию. И нельзя сказать, что чья-то “снежинка” лучше, а чья-то хуже. Предлагаю посмотрим мультфильм.

Мультфильм “День и ночь” (5 мин 47 сек). Обсуждение (...мы разные, но у нас есть и что-то общее, мы разные, но это нам не помешает общаться, мы разные, но это нам не помешает дружить).

Ведущий: Мы разные это хорошо или плохо? (обсуждение)

Чем мы отличаемся друг от друга? (обсуждение)

Вы знаете такое понятие как толерантность? (ответы обучающихся)

Слайд 1 (Приложение 1). Толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже в том случае, когда эти убеждения вами не разделяются и не одобряются.

Слайд 2. 16 ноября - Международный день толерантности. Этот Международный день был торжественно провозглашён в “Декларации принципов терпимости” ЮНЕСКО. Она была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Слайд 3. В Декларации под толерантностью понимается “уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. Декларация провозглашает “признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность”.

Ведущий: Как вы думаете что входит в понятие “толерантность”? (ответы обучающихся).

Слайд 4. Толерантность:

  • терпимость по отношению к инакомыслию;
  • терпимость по отношению к другим верованиям;
  • терпимость к чужим мнениям, поведению;
  • терпимость по отношению чужим взглядам, мнениям других;
  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • принятие другого, таким какой он есть;
  • сострадание, милосердие, прощение;
  • сотрудничество.

Ведущий: Какими чертами обладает толерантная личность? (Приложение 2. Из предложенных вариантов обучающиеся выбирают необходимую карточку и прикрепляют на доску. Обсуждение).

Ведущий: Как вы думаете к чему приведет не толерантное отношение к другим, к вам? (обсуждение).

Ведущий: Современный мир характеризуется активным ростом экстремизма, агрессивности, расширением зон конфликтов. Люди перестают быть терпимыми! Вот почему о толерантности говорят в этот день во всем мире!

Отрывок видеоклипа Игоря Матвиенко “Жить”.

Ведущий: слайд 5. Соблюдая принципы толерантности, мы объединяемся в одну общность с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается.

Слайд 6. В ритме современной жизни человеку необходимо учится учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, способом наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

“Отношусь толерантно” — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т.п. Толерантность - это не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям. Слайд 7. Человек ненавидящий другой народ, не любит свой (Н.Добролюбов).

Ведущий: Слайд 7. Мы живём в многонациональной стране. Поэтому нам очень важно быть толерантными, т.е. уважать других, невзирая на какие-либо различия, быть терпимее к иному образу жизни, обычаям, мнениям, верованиям.

Толерантность многогранна, многоцветна. И чтобы стать толерантной личностью, надо много над собой трудиться. надо стремить изменить себя в лучшую сторону, надо жить в мире с самим собой.

Видеоролик “Мы разные...”

Рефлексия. Упражнение “Пять добрых слов”. Каждый участник обводит свою руку на листе формата А3, и на ладошке в одном из “пальчиков” пишет какое-нибудь качество толерантности и передает лист соседу. В результате получается символ толерантности “ Мы вместе”.

Заключительный этап. Слайд 8. притча: “Решил Зуси изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а он – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – самого себя.