Цель занятия: приобщение детей младшего и среднего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- ознакомить и расширить представление детей о декоративно-прикладном творчестве;
- научить детей последовательному изготовлению сувенира - петушок;
- закрепить навык выполнения ручных швов, с использованием фетра, атласных лент;
- способствовать формированию эстетического вкуса, развитию точности и аккуратности.
Оборудование и материалы:
- выставка сувенирных петушков, выполненных в различных техниках декоративно-прикладного искусства;
- презентация последовательности выполнения петушка;
- инструменты и приспособления, необходимые для работы:
- шаблоны–выкройки петушка из картона - 1 деталь;
- фетр желтых оттенков – 8 х 12 см, красного цвета - 3 x 3 см и оранжевого - 1,5 x 1,5 см;
- синтепон;
- атласная лента (шир. 5 мм) – 6 различных цветов по 10 см;
- шнур, капроновая или атласная лента в тон фетра петушка -10 см, для петельки;
- 1 мелкая блестка черного цвета для глаза;
- ножницы, игла, нитки катушечные в цвет ткани, мелок или карандаш;
- аудио- и видеооборудование.
Форма проведения занятия:
Первая часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов, аудио и видео оборудования, презентации.
Вторая часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы детям.
Вот и наступает новый год – год Петуха. В качестве сувенира можно выполнить петушка в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Сувенирные петушки из фетра, представленные на мини-выставке, имеют разные оттенки фетра, различные по цвету и качеству фетр или ленты для хвостика петуха, различные детали для глаз, гребешка, бороды и клюва; некоторые петушки имеют лапки или крылышки.
Вот и мы сегодня будем шить сувенир-петушок из фетра. Готового петушка можно использовать в качестве игольницы, подвески, кулончика или ёлочной игрушки. Петушок - это очень милая и стильная вещица, которая может стать прекрасным сувениром к новогоднему празднику.
Описание работы.
Располагаем шаблон-выкройку из картона в форме сердечка на фетре желтого цвета. Аккуратно обводим 2 детали тонким мелком или карандашом. Выкраиваем детали из фетра с помощью ножниц точно по линиям, без припусков на швы. Из красного фетра выкраиваем гребень и бороду, из оранжевого фетра - клюв петушка.
На следующем этапе необходимо подобрать детали необходимые украшения для петушка – атласные ленты, шнур для петельки, блестку, нитки, синтепон. Расположить блестку-глаз на одной детали петушка, аккуратно пришить нитью черного цвета, закрепляя нить на изнаночной стороне детали.
Сметочной ниткой приметать к изнаночной стороне этой детали 6 отрезков ленточек разного цвета - хвост. Приметать петельку из шнура или из капроновой тесьмы золотистого цвета; приметать гребень, клюв и бороду.
Накладываем первую, подготовленную, деталь петушка поверх второй. Совмещаем детали точно по краям. Рабочей нитью в два сложения соединяем вместе две детали петушка швом “вперед иглу” мелкими стежками вдоль края, начиная с хвоста. Не дошив до хвостика примерно 3 см, заполняем петушка синтепоном, для создания объема.
Продолжаем выполнять шов “вперед иглу”, зашивая туловище петушка. В конце работы закрепляем рабочую нить. Удаляем сметочную нить. Сувенир-петушок готов. Петушок может быть не только желтого цвета, но и салатного или любого другого на ваше усмотрение, атласные ленты можно заменить на капроновые.
Прежде чем приступить к работе спрашиваю - есть ли вопросы по теме, все ли понятно? Напоминаю о соблюдении правил техники безопасности.
Предлагаю приступить к работе – расположить и обвести шаблон-выкройку на фетре, выкроить 2 детали петушка, гребень, клюв и бороду, подготовить иглу и нить, блестку, ленты к шитью, начать пошив петушка. В процессе практической работы, можно включить негромкую музыку новогодней тематики. Индивидуально провожу повторное объяснение и показ детям, испытывающим затруднения при выполнении работы.
Перед окончанием первого часа занятия делаю обход детей, подвожу итог занятия, справились ли с заданием, вслух отмечаю положительные и отрицательные моменты, заостряя внимание на ошибках.
Предлагаю сделать перемену, отдохнуть, посмотреть сувенирные изделия, рисунки и литературу по теме.