Лэпбук "Моя родина – Россия"

Разделы: Патриотическое воспитание


В связи с модернизацией образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи для инноваций в педагогической деятельности. Вот и я начала использовать в своей работе с дошкольниками совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук.

Лэпбук в дословном переводе с английского – “наколенная книга”, в ней собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в мини-книжках, кармашках, окошках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п.

В России метод лепбуков является методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения.

Новизна данной методики заключается в том, что для учащихся лэпбук, это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

Актуальность данной методики в том, что лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен.

Цель использования лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Оборудование: папка картонная или пластиковая, цветной картон и бумага, наклейки, шаблоны-заготовки, клей.

Метод лэпбуков предоставляет широкие возможности для педагогов: лэпбук может изготовить сам педагог, а может сделать это вместе с учащимися. Этот интересный творческий процесс невероятно захватывает, позволяет детям проявить креативность и творческое начало. Ещё бы, ведь они создают настоящее учебное пособие! К изготовлению лэпбуков можно также привлечь родителей.

Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении. В своей работе с дошкольниками я использую лэпбуки по следующим темам: “Безопасная дорога”, “Моя родина Россия”, “Мой город Домодедово”, в разработке находятся лэпбуки по математике и азбуке.

Лэпбук “Моя родина Россия”

После приветствия и организационных моментов педагог сообщает детям тему занятия: “Моя родина-Россия”. Он рассказывает, что мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Спрашивает, знают ли они, почему у нашей страны такое название? Выслушивает ответы детей. Читает стихотворение о России: 

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия. 

Педагог задает детям вопрос: “Что такое Родина?” Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем.

Рисунок 1. Лэпбук “Моя родина - Россия”

Карта России сложена в “гармошку”. Ребятам предлагается посмотреть на карту и увидеть, как велика и необъятна наша родина. Педагог объясняет, что, Российская Федерация- это самая большая страна в мире от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.

Рисунок 2. Карта России

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, его вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. Белая, синяя и красная полосы изображены на флаге России. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.  Красный цвет – это цвет силы.

Рисунок 3. Флаг России

Далее педагог рассказывает, что гербы появились давным–давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. На гербе нашего государства орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл (Дети рассматривают карточки с изображением герба).

 

Рисунок 4. Работа с раздаточным материалом 

В лапах орла золотой жезл и золотой шар. А на груди орла щит, похожий на герб Москвы. На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея. Педагог рассказывает легенду о Георгие. (Приложение 1), рассказывает о значении элементов герба: двуглавый орел – символ единства России; короны – союз республик, входящих в состав России; жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство; всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

Рисунки 5-6. Раздаточный материал “Символы России”

Далее педагог знакомит детей с гимном Российской Федерации. Во время исполнения гимна его слушают стоя. Педагог продолжает рассказ о том, что Россия- большая страна, поэтому, кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие. Всего на территории России проживает более 190 народов.

Рисунки 7-8. Раздаточный материал “Народы России”

Далее речь идет о народных художественных промыслах России - неотъемлемой части отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции. Педагог знакомит дошкольников с традициями Гжели, хохломской, городецкой росписями, дымковской игрушкой.

Рисунок 9. Раздаточный материал “Народные промыслы”

Весь раздаточный материал хранится в лэпбуке, карточки имеют небольшой формат, дети могут подержать их в руках, внимательно рассматривать, передавать друг другу.

Рисунок 10. Работа с раздаточным материалом

По окончании объяснения педагогом темы, каждый ребенок может выбрать себе задания по душе: собрать пазлы, раскрасить картинки, одеть куклу в национальный костюм народов России и т.д. В лэпбуке есть масса вариантов для каждого ребенка. На второй странице находятся игры и задания для закрепления полученных знаний:

Рисунок 11. Игра “Найди флаг”

img10.jpg (97848 bytes)

Рисунки 12-14. Игра “Собери картинку”

Рисунки 15-17. Игра “Одень куклу в национальный костюм”

Рисунки 18-20. Раскраски по разделам лэпбука

Для закрепления темы можно провести викторину (Приложение 2).

Рисунки 21-23. Викторина

Удобство лэпбука в том, что задания в нём можно дополнять, заменять, варьировать. В моей папке собрано несколько дидактических игр по патриотическому воспитанию: “Ребусы”, “Найди флаг”, “Продолжи пословицу” (Приложение 3), “Мой адрес” и т.д.

Рисунок 24. Дидактические игры

Библиография

  1. Вахрушев А.А., Акимова Ю.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей.- М.: Баласс, 2016.
  2. Ворошилова А.С. Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе - http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-voroshilova
  3. Лукашова И.Г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/
  4. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”.- https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html

Приложение 1

Легенда “Чудо Георгия о змие”

“В неком городе  Ласле правил царь Сельвий. Город процветал, но недалеко от него в трясине завелся чудовищный Змий, который начал пожирать жителей. Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение в трясине и войско не смогло даже близко подойти к нему.

Затем царь издал приказ по которому жители должны были по очереди отдавать Змию своих детей, а в случае когда очередь дойдет до царя, он обещал отдать ему свою  единственную дочь Елисаву.

В это время возвращался мимо Ласла на Родину Георгий.

Увидев плачущую девушку, он стал распрашивать её в чем дело, и она рассказала ему о Змие. Георгий одержал победу над Змием, избавив девушку и весь ее город от неминуемой гибели.”

Георгий Победоносец символизирует храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами.

Приложение 2

Вопросы для викторины

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

5. Кто является главой нашего государства? (Президент)

6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)

7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)

8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)

9. Как называется главный закон государства? (Конституция)

10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)

11. Какое дерево является символом России? (Берёза)

12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Приложение 3

Игра “Продолжи пословицу”

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Береги землю родную, как мать любимую.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Для родины своей сил не жалей.
  • Велика русская земля и везде солнышко.