Урок-викторина "Арктика: вчера, сегодня, завтра"

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Цель урока: повышение осведомленности обучающихся об Арктике - ее природе, истории исследования и освоения.

Задачи проведения урока:

  • привлечение внимания обучающихся к изучению Арктики;
  • самостоятельному изучению истории географического открытия и освоения Арктики;
  • вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
  • привлечение внимания обучающихся к российским молодежным экспедициям “На лыжах – к Северному полюсу!”.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • физическая карта мира;
  • карта “Арктика”;
  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Прежде, чем мы начнем наш урок, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • “Что такое Арктика?”, “Что вам известно об Арктике?”
  • “Какие ассоциации возникают у вас при слове Арктика?”

Арктика - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. (слайд 2,3,4)

И, конечно нам прежде всего известна Арктика своим животным миром и природой. Итак, Арктика это: Северный Ледовитый океан, лед, холод, белые медведи и тюлени, сильные духом люди и многое другое. (слайд 5)

III. Освоение нового материала

Учитель. Довольно длительное время земли Арктики считались непригодными для жизни людей и передвижений, как по суше, так и по воде. Тем не менее, освоение Арктики человеком насчитывает уже не одну сотню лет. Все чаще в СМИ появляются сообщения о новых экспедициях в Арктику. В чем же дело? Чем так привлекает Арктика человека? Как происходило ее освоение?

Давайте начнем нашу беседу с просмотра фрагмента сюжета 1 канала “В Москву вернулись участники молодежной полярной экспедиции к Северному полюсу”. (слайд 6)

(Просмотр фрагмента интервью министра образования молодежный полярной экспедиции 2016 года).

Но прежде мы с вами дальше продолжим разговор об исследованиях Арктики, давайте вспомним, с чего все начиналось. До начала нашего урока ребята поделились на три команды. Каждая команда подготовила сообщение об определенном этапе освоения Арктики.

3.1. Освоение и изучение Арктики. Начало освоения Арктик (слайд 8-16)

Учитель. Многие поколения российских первопроходцев вложили колоссальные силы, знания и средства в изучение и освоение Арктики. Их не пугала труднодоступность этого региона, в своем стремлении продвинуться все дальше к Северному полюсу, они открывали новые территории, моря, острова и архипелаги. 

Выступление участников команды №1 (Приложение 1)

3.2. Арктика в XX веке (слайды 17-20)

Учитель. Сегодня арктические территории подробно изучены и картографированы, в водах Арктики ведут работу исследовательские группы учёных, а также компании по добыче полезных ископаемых. Международный режим разделяет территорию Арктики на пять различных секторов. Россия благодаря своей протяжённости вдоль высоких широт обладает наибольшим сектором экономических интересов в арктической зоне, а также большим количеством северных островов.

Выступление участников команды №2 (Приложение 2)

Учитель. Несмотря на трудности, с которыми сопряжены географические исследования Севера, на сегодняшний день ученым уже удалось собрать впечатляющий объем информации о климате, минеральных ресурсах, живом мире и прочих особенностях Арктики. Некоторые факты, полученные в ходе современных исследований, имеют колоссальную значимость, как, например, данные о влиянии таяния арктических льдов на ускорение процесса глобального потепления.

3.3.Будущее Арктики (слайды 21-26)

Учитель. В сентябре 2005 года на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”. Данные, получаемые во время экспедиций, расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

24 июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция “Арктика-2007”. Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный представитель президента России по вопросам международного полярного года, Герой Советского Союза и известный полярник Артур Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований.

Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота “Академик Фёдоров” и атомный ледокол“Россия”. 2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4200 м на глубоководных обитаемых аппаратах “Мир-1” и “Мир-2”. Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата “Мир-1” был установлен флаг России, сделанный для долговечности из титанового сплава.

17 апреля 2015 года завершилась VIII российская молодежная полярная экспедиция. В 19 часов 40 минут по московскому времени юноши и девушки из семи российских городов и областей подняли над вершиной планеты флаг России, Знамя Победы и флаги своих регионов.

Выступление участников команды №3 (Приложение 3)

Ш. Закрепление (викторина “Своеобразие Арктики”)

А теперь, чтобы посмотреть, насколько плодотворной оказалась наша с вами работа, поучаствуем в викторине. Каждая команда выбирает себе капитана и название, которое должно быть связано с темой нашего урок .

Задание № 1. Визитная карточка

Каждая команда составляет визитную карточку “Арктика”

Задание № 2. Конкурс капитанов.

Капитаны предлагают капитанам – соперникам ответить на вопросы (составляют самостоятельно).

Задание №3. Кроссворд “Арктика” (слайды 28-30)

Правила просты: читается вопрос, какая команда первая подняла руку, та и отвечает. В случае неправильного ответа - у другой команды есть право дать свой вариант ответа. Побеждает та команда, которая наберет больше всего очков (Приложение 4).

Задание № 4. Ребусы “Арктика” (слайды 31-33)

Каждая команда отгадывает по два ребуса (Приложение 5).

Подводятся итоги.

IV. Рефлексия.

V. Заключение.

Вот такая славная история и прекрасная перспектива есть у Арктики. Кто знает, может среди вас, юные исследователи, отыщется будущий полярник или полярники, которые, так же как и эти молодые ребята, покорят вершину нашей планеты.

Молодцы! Победители объявлены, грамоты вручены. Остается пожелать вам, дорогие ребята, оставаться такими же любознательными, интересующимися окружающим миром и своей планетой. Спасибо за такой прекрасный урок.