Урок с использованием ЭФУ по теме "Последовательное соединение проводников"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку», Урок с использованием электронного учебника


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых знаний и способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации посредством решения экспериментальных заданий по теме «Последовательное соединение проводников».

Образовательная цель: расширение понятийной базы по физике за счет включения в нее новых элементов: понятие последовательного соединения проводников, закономерности последовательного соединения проводников для токов, напряжений и сопротивлений.

Задачи урока:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым «Последовательное соединение проводников» углубить знания по теме «Постоянный ток»;
  • способствовать становлению умения оценивать свою деятельность в ходе решения экспериментальных заданий по теме «Последовательное соединение проводников»;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа своей деятельности по решению экспериментальных заданий;
  • продолжить формирование у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану;
  • способствовать получению навыка работы в парах;
  • помочь учащимся обобщить результаты  своего труда.

Планируемые результаты


Предметные (Пред)

Метапредметные

Личностные (Л)

Познавательные (Поз)

Регулятивные (Р)

Коммуникативные (К)

Отработка и осознание понятий, стандартных алгоритмов, выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов в соответствии с содержанием материала по теме «Последовательное соединение проводников», выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между процессами, протекающими в цепях постоянного тока.

Оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и логических операций сравнения, анализа, обобщения, требующих от учащихся более глубокого понимания темы «Последовательное соединение проводников».

Оценка навыка самоорганизации по средством планирования этапов выполнения экспериментального задания, отслеживание продвижения при решении задач на расчёт прямых и косвенных параметров в цепях постоянного тока, поиска путей решения поставленного экспериментального задания через использование направляющих инструкций, оценка навыка рефлексии по средством анализа собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов, поставленному требованию экспериментального задания эталону выполнения задания.

Формирование навыка сотрудничества, через умение работать индивидуально, в паре с распределением ответственности за конечный результат.

Выражение собственного мнения и его аргументация, умение вести диалог с одноклассником и учителем на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты, проводить расчёты параметров электрической цепи с соблюдением техники безопасности.

 Оборудование: АРМ учителя, на партах учащихся:  два резистора, три лампочки (3,5 В;6,3В), ключ, соединительные провода из лаборатории L-Микро, амперметры (2А), вольтметры (6В), блоки питания (4В).

Материалы и ЦОР: презентация, электронное приложение к учебнику О.Ф. Кабардина (8 класс),  вопросы для проведения второго этапа урока (см. приложение 1), инструкция по технике безопасности при работе с электрическими приборами (см. приложение 2), денежная единица – ПАСКАЛИНА (см. приложение 3).

Тип урока – открытие нового знания по теме «Последовательное соединение проводников».

Форма урока – урок практикум.

Форма организации деятельности учащихся – сочетание  фронтальной работы, индивидуальной и работы в  парах.
Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Формулирование темы урока как этап актуализации знаний (7 мин)
  3. Формулирование цели урока учащимися как этап развития способности к регуляции своей деятельности (3 мин).
  4. Работа с текстом учебника, использование ЭФУ, § 10 (3 мин).
  5. Решение экспериментальных заданий с соблюдением техники безопасности при работе с электрическими приборами (16 мин).
  6. Рефлексия деятельности (7 мин).
  7. Домашнее задание (2 мин).

Конструкт урока


№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Методы, приёмы, использование ЦОР и  ЭФУ

Деятельность учащихся

Время

1

Оргмомент

Настроить учащихся на продуктивную работу

Приветствует учащихся, обращает внимание учащихся на парты и на слайд презентации, предлагает подобрать, подходящую для работы на уроке, цитату известного учёного – Леонардо да Винчи. (Слайд 1)

Приём. Мудрая мысль
ЦОР: презентация к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, выбирают цитату для урока.

2

2

Формулирование темы урока как этап актуализации знаний

Актуализировать знания учащихся, сформулировать тему урока

Задаёт вопросы классу (см. приложение 1). Правильные ответы поощряются выдачей накопительной учебной денежной единицы «ПАСКАЛИНЫ» (Слайды 2 - 7)

Форма опроса: фронтальная
Метод: словесно-наглядный.
Приём: ключевое слово.
ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf - условные обозначения электрических приборов на электрических схемах;
презентация к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Записывают дату и тему урока в рабочую тетрадь. Получают «ПАСКАЛИНЫ»

7

3

Формулирование цели урока учащимися как этап развития способности к регуляции своей деятельности

Сформулировать цель урока

Предлагает учащимся сформулировать цель урока, используя линейный алгоритм в виде блок-схемы (Слайд 8)

Приём: чтение блок-схемы
ЦОР: презентация к уроку

Формулируют цель урока:
«Ввести понятие последовательного соединения проводников, повторить закономерности для силы тока при таком соединении, установить экспериментально закономерности для напряжений и сопротивлений при последовательном соединении, обобщить результат в виде записи формул для силы тока, напряжения и сопротивления»

3

4

Работа с текстом учебника

Ввести понятие последовательного соединения проводников, повторить закономерность для силы тока

Предлагает учащимся открыть учебник на стр. 44, прочитать первый абзац, найти определение последовательного соединения проводников, записать его в тетрадь, вспомнить закономерность для силы тока при последовательном соединении, записать её в тетрадь. Выполнить задание 2 в ЭФУ. (Слайды 9, 10)

Приём: работа с учебником, работа с ЭФУ
ЦОР: презентация к уроку

Читают текст в учебнике, находят ответы на поставленные задачи, делают записи в тетради, работают фронтально с заданием 2 ЭФУ

3

5

Решение экспериментальных заданий с соблюдением техники безопасности при работе с электрическими приборами

Установить закономерности для напряжений и сопротивлений при последовательном соединении

Обращает внимание учащихся на технику безопасности (см. приложение 2), на оборудование, находящееся у них партах, предлагает выполнить экспериментальные задания 10.1 и 10.2, оформить отчёт о выполнении заданий в тетради по образцу:

  • Запишите цель задания исходя из названия.
  • Начертите схему исследуемой цепи.
  • Начертите таблицу, заполните её, выполняя задание.
  • Сделайте вывод.

Замена оборудования к заданию 10.2
В место омметра используем вольтметр и амперметр, вместо двух резисторов и лампочки, используем три лампочки.
Расчётная формула R = U/I
Таблица к ЭЗ 10.2

R1, Ом

R2, Ом

R3, Ом

R1+R2+R3, Ом

R, Ом

 

 

 

 

 

 Заполнить обобщающую таблицу к уроку

Параметр цепи

Формула

Сила тока

 

Напряжение

 

Сопротивление

 

(Слайды 11 – 14)

Метод: практический – выполнение экспериментальных заданий.
ЦОР: презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют экспериментальные задания, оформляют отчёт к тетради, заполняют обобщающую таблицу.

16

6

Рефлексия деятельности

Самоконтроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция результата.

Представляет образцы выполнения экспериментальных заданий и обобщающей таблицы, предлагает подсчитать, набранные баллы и представляет таблицу перевода баллов в оценку за работу на уроке. Предлагает выполнить задания 1 и 3 из ЭФУ,  правильные ответы поощряются выдачей накопительной учебной денежной единицы «ПАСКАЛИНЫ». Накопительная единица «ПАСКАЛИНА» в оценке не участвует (учащиеся знают, что она может быть обменена на оценку по курсу:
9 - 10 Па – «5»,
7- 8 Па – «4»,
5 – 6 Па – «3»)
(Слайды 15-19)

Приём: «10 баллов», работа с ЭФУ
ЦОР: презентация к уроку

Выполняют самоконтроль своей деятельности, выставляют оценки, отвечают на вопросы  1 и 3 ЭФУ

7

7

Домашнее задание

Повторение и закрепление, пройденного материала как способ саморегуляции своей деятельности

Объявляет задание на дом для всех: §10, устно ответить на вопросы 1 и  2 на стр. 45, письменно выполнить решение задач 10.1 – 10.4.

Индивидуальное задание подготовить доклад о применении последовательного соединения с целью расширения шкалы вольтметра (использовать материал учебника § 10 стр. 46-47). Подготовить доклад по плану.

Что за прибор используют для расширения шкалы вольтметра?

Как подключают этот прибор к вольтметру?

Как рассчитывают сопротивление этого прибора?

Как рассчитывают коэффициент расширения шкалы вольтметра - к?

(Слайды 20-21)

Метод: словесно-наглядный.
ЦОР: презентация к уроку, работа с ЭФУ - пример решения задачи 10.1

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

2

 

Презентация к уроку

Список информационных источников
    1. Кабардин О.Ф. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.Ф.Кабардин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
    2. Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику О.Ф. Кабардина. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. (ЭФУ)
    3. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.А. Фадеева, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова, В.А. Орлов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.
    4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.