Цель: научить детей быть здоровыми, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
- расширить представление о кашах;
- воспитывать у детей культуру здоровья.
Раздаточный материал: круги из белого картона, картинки с фруктами и ягодами для орнамента.
Ход урока
1 .Организационный момент.
Слайд 2
Человеку нужно есть,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть.
2. Активизация внимания.
Сегодня мы поговорим с вами о полезной и вкусной пище. И начнём наш разговор с загадки.
Слайд 3
Крупу в кастрюлю насыпаем
Водой горячей заливаем
И ставим на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы поговорим о кашах.
Слайд 4
Учитель: Что такое каша?
Каша – кушанье из крупы, сваренное в воде или на молоке.
4. Беседа по теме.
Слайд 5
Учитель: Каша появилась, когда люди начали заниматься земледелием. Сначала ели крупу, залитую холодной водой, а потом начали варить её. Для приготовления каши использовали обмолоченное зерно. Оно медленно варилось в печи.
Каша – исконно русское блюдо. На Руси варили:
- жидкие каши (заменяли супы);
- полужидкие каши – кашицы;
- крутые каши- рассыпчатые (их ели с маслом);
- каши-размазни (готовили на молоке).
Слайд 6
Без каши не обходился ни один праздничный стол. У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь». В старину отмечали праздник каши – 26 июня.
Ребята, а вы можете вспомнить стихотворение, которое мы с вами учили о каше?
(Дети рассказывают стихотворение с движением)
Дети: Сорока-белобока
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала - он дрова рубил,
Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он печь топил,
Этому дала – он кашу варил,
А этому - ничего не дала –
он воду не носил,
дрова не рубил,
печку не топил,
кашу не варил.
Учитель: Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел»?
(Дети высказываются)
Учитель: Верно. Это говорят о слабеньких.
Каша-полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
Слайд 7
Учитель: В какое время дня лучше есть кашу?
Дети: На завтрак и на ужин.
Утренняя каша надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки организму, снабжает организмпитательными веществами.
5. Игра «Отгадай-ка!»
Учитель: А вы знаете, из чего варят каши?
(Дети высказываются)
Слайд 8
(Дети отгадывают загадки)
1.
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто ест – хвалит. (ГРЕЧНЕВАЯ КАША)
2.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (ОВЁС)
3.
В поле метёлкой,
В мешке – жемчугом. (ПШЕНИЦА)
4.
В воде растёт, уборки ждёт.
Годен для каши, ест его Маша.
Годен для плова, ест его Вова.. (РИС)
6. Виды каш. (Дети знакомятся с видами каш)
Слайд 9
- Манная
- Гречневая
- Перловая
- Пшённая
- Рисовая
- Овсяная
7. Игра «Найди соответствие»
Слайд 10
- Манная Гречиха
- Гречневая Рис
- Овсяная Просо
- Рисовая Пшеница
- Пшённая Овёс
8. Как сделать кашу вкуснее.
Каши есть полезно, она поможет стать сильными. Только не всегда она бывает вкусно. Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
Слайд 11 Загадки
Меня одну не едят И без меня не едят. (Соль)
Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар)Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко)Что всегда по верх каши лежит? (Масло)
Слайд 12
Учитель: Чтобы вкуснее была каша, можно добавить ягоды, фрукты, орехи, изюм, варенье, орехи.
Слайд 13
Учитель: Посмотрите, как можно оформить различные каши, чтобы они выглядели аппетитней.
8. Практическая работа.
Дети на кругах оформляют орнамент из ягод и фруктов (аппликация).
Слайд 14
Учитель: Давайте вспомним пословицы о каше.
(Дети читают пословицы и обсуждают. )
Учитель: Выберите пословицу, которая больше всего понравилась, и запишите в центр вашей тарелки.
8. Игра «Узнай произведение».
Слайд 15
Старуха на солдата глядит, глаза не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? – спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль, что вот соли нет.
- Соль – то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Коли сюда бы да горсточку крупы.
(Русская народная сказка «Каша из топора»)
Нужно было сказать:
- Раз, два, три,
Больше не вари! –
Да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшок варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит.
(Братья Гримм «Горшок каши»)
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала её по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.
(Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
9. Итоги занятия.
Слайд 15
Учитель: Докончите предложения.
(Учитель выслушивается несколько вариантов.)
Учитель: Послушайте стихотворение, посвящённое каше.
(Дети рассказывают стихотворение.)
Представьте себя на таком фестивале,
Который на радость желудкам созвали:
Здесь булки, котлеты, конфеты и фрукты.
Участвуют в конкурсах только продукты.
Стремятся добиться единственной цели –
Понравиться так, чтоб их взяли и съели.Идёт присуждение первого места,
Как звать победителя - с детства известно.
Заслужена слава, что интересно, -
Со вкусом и просто, а главное честно.
Знакомой подружке достались медали -
Устроилась каша на пьедестале!Ребёнок в коляске нас просит упрямо –
Я съем одну ложку за бабушку прямо!
И две, чтобы с папой не ссорилась мама!
Родители тоже съесть каши не прочь –
Тарелку за сына, тарелку за дочь.Запомните эту историю нашу,
Пляшите, играйте, но кушайте кашу!
И пшёнку, и гречку, перловку и манку,
С клубникой и сливками - ешьте овсянку.
Полезной и вкусной должна быть еда
И каша, поэтому с нами всегда!
Учитель: (Обращается к классу.) Ребята, посмотрите на экран, и повторим вместе последние строчки стихотворения.
(Дети хором читают предложение с экрана.)
Учитель: Спасибо за занятие. Мне было приятно общаться с вами. Желаю крепкого здоровья. Не забывайте на завтрак есть каши.