Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентирован урок: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
- Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
- Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
- Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала, переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношения между ними; · систематизировать знания учащихся о соотношениях между единицами измерения массы; развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы; воспитывать познавательную активность; расширять кругозор учащихся.
Задачи:
- Способствовать запоминанию единиц измерения массы,
- Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, памятка для друзей математики, таблицы и схемы для решения задач, таблички с примерами, «смайлики» для самооценки, учебник « Математика 4» , рабочая тетрадь по математике (В.Н. Рудницкая)
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формулируемые УУД |
||||||||||||||||||
I. Орг. момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, гости нашего урока математики! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке |
Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контролируют свои действия
|
||||||||||||||||||
1 Слайд. Прозвенел и смолк звонок |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||||||
– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим, друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока. |
- Развивать внимание |
||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний учащихся
|
2 Слайд. Откройте тетради, запишите число. Классная работа. 3 Слайд. – Арифметический диктант. Запишите в тетради получившиеся ответы. - 19 увеличить в 100 раз. - Записать число, в котором 7 единиц , 8 десятков. 6 тысяч. - Какое число при счёте предшествует числу 2015? - 3 тысячи увеличить на 305. - Найти разность 2 тысяч и числа 500. |
Слушают учителя, считают устно, анализируют, обосновывают свою точку зрения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; |
||||||||||||||||||
4 Слайд. Расположи числа в порядке уменьшения и составь слово
- Что такое масса? В словаре С.И. Ожегова одно из значений массы: «…масса-это одна из основных величин в механике измеряющая количество вещества в теле…» |
Ответы детей. |
||||||||||||||||||||
III. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и цели учебной деятельности |
5 Слайд. - Сформулируйте тему и задачи урока Задачи: 8 Слайд. |
Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Находят массу предметов. |
Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. |
||||||||||||||||||
IV. Открытие новых знаний
|
9, 10, 11, 12, 13 Слайд. - Какая из новых единиц самая большая? - Почему? - Как её записывают кратко? - Как называется другая единица? - Как записать кратко? |
Слушают учителя. Записывают соотношение величин, обобщают, делают выводы. |
Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. |
||||||||||||||||||
14 Слайд. Преобразование величин. |
Преобразовывают величины как в более крупные, так и в меньшие, работают у доски по «цепочке» |
||||||||||||||||||||
V. Закрепление
|
Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах? 15 Слайд. Самые крупные животные. 16 Слайд. Кто прав? Задача (устно) Мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, второй утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий вовсе называет 30 ц. Кто же прав? - Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают задачу кратко в таблицу, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
|
||||||||||||||||||
18 Слайд. Решение задачи. Текст и таблица даны каждому ученику. Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время может съесть 6 тонн .На сколько больше требуется травы на 1 неделю слону, чем бегемоту? |
Записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Производят замену крупных единиц в мелкие, самостоятельно осуществляют проверку по эталону. |
||||||||||||||||||||
- Прочитали задачу. - Что обозначает число 2 тонны? Записали. - Сколько недель бегемот ел эту траву? - Что обозначает число 6 т? - За сколько недель слон съел её? - Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю? - Известно сколько слон съел травы за одну неделю? Что надо узнать? - Какое правило помним? |
|
||||||||||||||||||||
19 Слайд Составляем план решения задачи. Что узнаем сначала, что потом? Кто решил задачу быстро дополнительно получает карточку на преобразование величин. 20,21,22 Слайд. Тест Взаимопроверка. |
Работа в парах самостоятельно, осуществляют самоконтроль по эталону. | ||||||||||||||||||||
Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. |
|
||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности |
- Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке? - Как они связаны между собой? - Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего? - А вам пригодятся в жизни знания полученные на уроке? Домашнее задание: стр.49 №238 24 Слайд. 25 Слайд. Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение. |
Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий. |