Цель занятия: закрепление и расширение навыков проведения эксперимента, расширение представлений об основаниях как химических веществах и их значении в жизни человека.
Задачи занятия:
Образовательные:
- расширить представление об основаниях как химических веществах и их значении в жизни человека;
- познакомить с методами исследований, применяемыми в химических лабораториях;
- повторить правила техники безопасности при проведении эксперимента.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных способностей учащихся: умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы;
- способствовать развитию умения слушать и воспринимать информацию как руководство к дальнейшей деятельности;
- продолжить формировать умения работы с оборудованием;
- развивать познавательный интерес к химии.
Воспитательные:
- продолжить формировать умения работать в коллективе;
- продолжить формировать умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
Форма обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод самостоятельной работы; беседа, объяснение, наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация “Они имеют два названия – гидроксиды и основания”, реактивы: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты в пронумерованных пробирках
1) кислота;
2) щелочь;
3) щелочь;
4) кислота;
5) кислота;
6) щелочь;
7) кислота;
8) щелочь; растворы лакмуса, метилового оранжевого, сульфата цинка, хлорида бария, карбоната натрия, сульфата алюминия, гидрокарбоната натрия, фенолфталеина и другие.
(Реактивы для решения первой задачи учитель может подобрать по своему усмотрению).
Ход занятия
1. Здравствуйте, садитесь. Кто в классе дежурный сегодня? Все ли сегодня присутствуют на занятии? Ребята, все ли у вас готово для сегодняшнего занятия?
2. Сегодня мы совершим путешествие в мир химии.
3. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. И ждет нас сегодня в дороге много интересного. [2]
4. А называется наше путешествие “ Они имеют два названия – гидроксиды и основания”.
5. Во время нашего путешествия мы систематизируем знания и умения по применению, свойствам оснований, продолжим учиться решать экспериментальные задачи и постараемся расширить свой кругозор по теме “Основания”. [2]
6. Итак, наше путешествие началось, и мы прибываем на первую станцию. Здесь нам надо вспомнить материал, который мы уже знаем по теме “Основания”.
- Подберите термины к определениям;
- Из предложенных формул выберите основания;
- Какая формула лишняя и почему?
7. Наш поезд прибывает на вторую станцию, где нам предстоит познакомиться с некоторыми историческими фактами об основаниях.
8. Мы продолжаем путешествие, и нас ждет новая станция. Помощниками на этой станции будут учащиеся, которые приготовили небольшие сообщения о практическом значении оснований. (13 слайдов по ходу сообщений).
1 учащийся: Я хочу вас спросить; что общего между мылом и стеклом?
Общее то, что гидроксид натрия, известный в технике под названием каустика, применяется в больших количествах для производства и мыла и стекла. Также гидроксид натрия используется для производства красок, при обработке целлюлозы и очистке масел и керосина от жиров. Много расходуется его при мытье посуды на масло- и молокозаводах, поскольку каустик легко разлагает жир. Используется он также в лабораторной практике, особенно в силикатном анализе.
2 учащийся: А я вас хочу спросить: что различного в твердом и жидком мыле, кроме того что одно – твердое, а другое – жидкое?
Разница в том, что для производства твердого мыла используется гидроксид натрия, а для жидкого – гидроксид калия. Также гидроксид калия, называемый в технике едким кали, служит хорошим осушителем некоторых газов и жидкостей, является главным компонентом электролитов щелочных аккумуляторов, широко применяется в лабораторной практике при синтезах различных веществ. В небольших количествах он расходуется для получения стеаратов и олеатов калия — жидкого мыла, используемого в медицине.
3 учащийся: Гидроксид кальция — важнейший строительный материал, и его мировое производство исчисляется десятками миллионов тонн в год. Смесь гашеной извести с песком уже не одно тысячелетие служит прекрасным строительным раствором, которым скрепляют кирпичи, камни, блоки, штукатурят потолки и стены. Гидроксид кальция сейчас — самая дешевая щелочь. В этом качестве он широко используется для нейтрализации кислых сточных вод некоторых производств, а также для известкования кислых почв. В больших количествах гидроксид кальция расходуется на производство хлорной извести, служащей дезинфектором в санитарии.
4 учащийся: Гидроксид лития служит важным компонентом электролитов в щелочных аккумуляторах, удлиняя срок службы в 2—3 раза и существенно повышая их емкость. А на подводных лодках и космических кораблях этот гидроксид поглощает углекислый газ, выдыхаемый людьми.
(Из книги Мартыненко Б.В. “Кислоты – основания”. М.: Просвещение, 1988 г.)
9. Мы снова продолжаем путешествие. У нас на пути красный свет – проезда нет! Станция “Стоп! Красный свет!”. Давайте вспомним правила техники безопасности при работе со щелочами и другими химическими реактивами. [2]
10. Мы вспомнили с вами правила техники безопасности и поэтому можем смело двигаться к следующей станции.
11. Станция “Экспериментальная”. На этой станции мы продолжим учиться решать эксперимен-тальные задачи.
Задача 1. Вам выданы четыре пары пронумерованных пробирок. В каждой паре: одна пробирка содержит раствор кислоты, другая – раствор щелочи. С помощью имеющихся на столе реактивов нужно определить в каждой паре: где кислота, а где – щелочь. (Задание можно выполнять по группам или решать с фронтальным обсуждением. Уравнения прописываются учащимися на доске, если они имеются. Реактивы для решения задачи учитель подберет по своему усмотрению. Распределить растворы кислоты и щелочи нужно в таком порядке: 1) кислота; 2) щелочь; 3) щелочь; 4) кислота; 5) кислота; 6) щелочь; 7) кислота; 8) щелочь. Именно в таком порядке даны ответы на слайде.
Провести контроль: сколько правильно определили веществ в первой задаче учащиеся.
Задача 2. Может ли в химии применяться правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется? (Ребята проводят опыт по взаимодействию гидроксида натрия и сульфата алюминия, наливая их в пробирки в разной последовательности. Когда вторым наливается гидроксид натрия, надо обратить внимание на его избыточность при исчезновении осадка.)
12. Ну, а мы прибываем на конечную станцию с необычным названием. Здесь нам предстоит применить имеющиеся у нас знания в новой учебной ситуации.
Может ли кислая соль иметь щелочную среду? (Сопровождается демонстрационным опытом определения щелочной среды раствора).
Полезен ли салат из огурцов и помидоров?
Бабушкин рецепт
Бабушкин рецепт
13. Мы с вами сегодня во время путешествия побывали на 6 станциях. Давайте проверим, насколько успешным было наше путешествие, т.е. проверим свои знания.
14. Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы посетили станции:
- Информационную;
- Историческую;
- Практическую;
- Стоп! Красный свет!;
- Экспериментальную;
- Необычную.
15. На выданных вам проездных документах, пожалуйста, поставьте номер станции, которая понравилась вам сегодня больше всего.
Источники информации.
1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. “Настольная книга учителя химии. 8 класс”. М.: Дрофа, 2002 г.
2. Разработка урока по кислотам Г.Н. Тыняниной, учителя химии гимназии № 11 г. Волгограда.
3. Мартыненко Б.В. “Кислоты – основания”. М.: Просвещение, 1988 г.