Введение.
Дошкольный и младший школьный возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка. В этом возрасте ребенок благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие окружающего мира происходит постоянно, легко и непринужденно. Установлено, что изобразительная деятельность является важным звеном в освоение восприятия окружающего мира.
Получая определённые знания и навыки во время работы на занятиях, происходит формирование всех психических процессов связанных с обучением развития художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального настроя. Формируется чёткость восприятия окружающей действительности, развивается логическое мышления и включается характерная способность ребёнка его возраста – воображение, а также развивается моторика пальцев кисти рук и координация их действия. В ИЗО – деятельности предусмотрено освоение следующих разделов:
Живопись – позволяет формировать цветовое виденье, отрабатывает понятие цвета и его оттенков;
Рисунок – освоение законов композиции, формируется глазомер;
Лепка – формирует объёмное и пространственное видение разнообразия форм;
Аппликация – формирует силуэтно-контурные представления форм предметов;
Оригами – развивает внимание и контроль, глазомер, воображение и конструктивное мышление;
Декоративная роспись – знакомит с разнообразием народного творчества, приобщает к историческому наследию;
Ручной труд – приобщает к разнообразной трудовой деятельности; изготовление предметов оформления для детских праздников.
Освоение детьми разных видов ИЗО-деятельности дает возможность приобщить их к разнообразию искусства, помогает увидеть многогранность окружающего мира и природы.
Практика применения техники коллаж в работе с дошкольниками.
Еще очень важным звеном для успешного развития художественного детского творчества является разнообразие в выборе разделов ИЗО – деятельности, и многообразие используемые для работы ИЗО-материалы.
В основном освоение детьми навыков и приемов применяемых в ИЗО-деятельности происходит на занятиях при выполнении индивидуальной работы и для повышения интереса можно использовать технику КОЛЛАЖ в которой дети учатся составлять композицию путем изготовления элементов из разных разделов ИЗО-деятельности, сочетая их в одной работе, с учетом темы.
Пример применения техники КОЛЛАЖ в индивидуальной работе по теме “Подсолнухи”,
где при выполнении одной работы использовались два вида ИЗО-деятельности (живопись, аппликация) и ребенок имеет возможность повторить навык выполнения изображение предмета, используя разные материалы и приемы. Это делает повторение более интересным. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Для увеличения разнообразия видов работы с детьми, повышения интереса к занятиям необходимо вводить в структуру занятий часы для выполнения коллективных работ, это способствует стимуляции детского творчества, чем больше разнообразия вносит педагог в работу с детьми, тем меньше скуки, тем интереснее для детей занятия по рисованию, лепке, аппликации, живописи и оригами.
Коллективная работа – это своеобразный итог степени освоения приобретенных навыков и умений, выявляющий степень обучения ребенка. Выполнение общей работы способствует формированию коллективного творчества, увеличивая степень позитивного общения между детьми. Пример применения техники КОЛЛАЖ в Коллективной работе по той же теме. (Рисунок 2)
Рисунок 2
Тема “Портрет” для дошкольника является достаточно сложной, а
освоение барельефной лепки портрета из теста в индивидуальной работе “Портрет Мамы”, выполненной к дню “8 марта”, способствует пониманию последовательности построения изображения лица. Выполнение такой работа подходит для детей, которые только знакомятся с этой темой, так как данное изображение является упрощенной схемой последовательности выполнения лица. (Рисунок 3)
Дошкольникам старшего возраста, можно продолжить коллективную работу “Мои любимые педагоги”, выполненной в технике коллаж к “дню учителя”. В этой работе можно совместить несколько видов ИЗО-деятельности (лепка, аппликация, ручной труд). (Рисунок 4)
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Затем, продолжение этой темы реализуется в выполнении живописных вариантах индивидуальной работе “Автопортрет” или “Портрет друга”. Эти индивидуальные работы можно превратить в коллективную работу, объединив рисунки на большом формате в единую композицию. (Рисунок 5)
В этих коллективных работах можно успешно и ярко совмещать несколько видов ИЗО-деятельности, техник, используемых материалов, и применяемая техника КОЛЛАЖ при выполнении таких работ позволяет делать их яркими, эффектными, броскими.
Эти работы успешно используются при оформлении помещения студии или группы в детском саду, могут стать частью праздничной декорации или эффектной конкурсной работой.
Мои друзья
Дружат дети всей земли
Рисунок 5
Так же, очень хорошо можно обыгрывать тему “Архитектура” в коллективной работе, где использование больших форматов (лист ватмана, куски обоев) в основе работы даст возможность для построения многоплановой композиции. Основой может служить: лист ватмана, обои, отдельные листы бумаги соединенные скотчем, картон, ткань.
Например, основа работы на листе ватмана расписывается гуашевыми красками (фон композиции), но фон можно выполнить на отдельных листах бумаги( формат А-3), расписанных и соединенных скотчем с обратной стороны.
Элементы композиции - дома выполнены из цветной бумаги (плоскостная аппликация); деревья выполнены из гофрированной бумаги; мост (объемная аппликация) из туалетной бумаги смешанной с клеем ПВА; река выполнена из обрывков от журналов. (Рисунок 6)
Рисунок 6. Солнечный город |
Кремль |
Основой для коллективной работы могут послужить старые гимнастические обручи, которые обтягиваются куском ткани (рогожка). К такой основе, можно пришить или приклеить элементы, выполненные из ткани, теста, пенопласта и картона. Элементы для коллективной работы могут быть изготовлены из бумаги (аппликация плоскостная, аппликация объемная, оригами), теста (цветного или под роспись), глины, ткани (лоскут). (Рисунок 7)
Такие коллективные работы выполненные в технике КОЛЛАЖ являются хорошим элементом оформления кабинетов, коридорных помещений, холлов или стать эмблемой студии.
Рисунок 7
Технику КОЛЛАЖ в коллективной работе уместно использовать в выполнении изображения сложных тем: “Космос”; “Рождество”; “День Победы”, так как у дошкольника недостаточно жизненного опыта в осознании сути темы и практического навыка отображении в индивидуальной работе. (Рисунок 8)
Рисунок 8
В ходе выполнения таких коллективных работ необходимо равномерно распределить долю участия в работе каждого ребенка, в зависимости от количества детей в группе и занимаемого помещения. Большую группу можно распределить на подгруппы с меньшим числом участников и поручить выполнять определенный этап работы.
К примеру, одна подгруппа выполняет задачу росписи основы, другая подгруппа изготовляет отдельные элементы, а композицию формируют все вместе.
Как показывает практика работы с дошкольниками, коллективная работа обеспечивает успешное выполнение работы, придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания.
Заключение. Включение техники КОЛЛАЖ позволит педагогам осваивать приемы работы совмещения художественного материала и техник при выполнении сложных тем, внедрять их в свою практику, для того чтобы обучение носило обоюдно творческий характер, как для всей группы дошкольников, так и каждого отдельного ребенка.
День ПОБЕДЫ