Урок на тему "Рельеф Земли". Курс "География материков и океанов". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:

На предметном уровне:

  • давать определения понятиям: “Рельеф”, “ Выветривание”;
  • объяснять процессы, влияющие на формирование рельефа;
  • взаимосвязь в размещении крупных форм рельефа и тектонического строения; называть и показывать на карте крупные формы рельефа.

На метапредметном уровне:

  • Регулятивные: ставить цель и выполнять учебные задания в соответствии с целью; самостоятельно выдвигать версии о взаимосвязи тектонического строения и размещения крупных форм рельефа и тектонического строения; формулировать выводы.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.
  • Познавательные: составлять схему классификации форм рельефа Земли, процессов влияющих на рельефообразование; устанавливать причинно-следственные связи между внутренними и внешними процессами и образованием ,размещением различных форм рельефа.

На личностном уровне: познавать целостность мира; осознавать значимость полученных знаний для себя и для человека в целом, для расширения кругозора;проявление творческого отношения к процессу обучения.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: Фронтальная работа, работа с учебником, географическим атласом, индивидуальная работа, практическая работа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, настенная карта “Физическая карта мира”, Географические атласы за 7 класс.

УМК:

  1. География: География материков и океанов.7 кл.: учебник /В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев – М.: Дрофа, 2016
  2. География.7 кл.: атлас- М.: Дрофа; изд.ДИК,2015

Структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Приветствие. Настрой на урок Приветствие учителя. Включаются в рабочий ритм урока.
Мотивация .Постановка целей и задач. Ребята, на поверхности нашей планеты встречаются необычные, удивительной красоты объекты природы (показ слайдов) Это не просто объекты природы, а это различные формы рельефа. Природа как скульптор необузданной фантазией ваял эти причудливые формы. На самом деле каждая форма рельефа это результат одновременного воздействия нескольких сложных процессов. И так тема сегодняшнего урока “ Рельеф Земли”.

- Ребята, попробуем сформулировать цели урока

Учащиеся формулируют цели урока
Актуализация знаний Прием - Знаю. Хочу узнать. Узнал!

Прежде чем начать изучение новой темы давайте ответим на следующие вопросы:

1. Что называется рельефом. 2.Назовите основные формы поверхности на суше и океаническом дне. 3. Как они различаются по высоте и изображаются на карте.

- Учитель заслушивает ответы учащихся и уточняет, что есть равнины расположенные выше 200м над уровнем моря – возвышенности и плоскогорья.

- Ребята, что называется литосферными плитами. Сколько выделяют крупных литосферных плит? На какой литосферной плите лежит Африка и Тихий океан? Чем эти литосферные плиты отличаются? Как и где происходит взаимодействие литосферных плит?

Используя знания, полученные на уроках географии 5 и 6 классах называют основные формы поверхности на суше и океаническом дне. На суше – равнины и горы; на дне океанов – котловины, подводные хребты и вулканы, срединно-океанические хребты, желоба.

Учащиеся работают с физической картой мира атласа, используя шкалу высот и глубин отвечают на вопрос: равнины имеют высоту 0-200м, горы выше 200м.

Учащиеся работают с картой строения земной коры атласа, схемами на стр.6-7 атласа

Первичное усвоение знаний Ребята, великим “скульптором и архитектором” создавшим данные уникальные природные объекты является сама природа, все процессы, происходящие внутри земли и на ее поверхности, т.е внутренние и внешние. Давайте проследим, как это происходит (Рисунок 1)

ОЗК( океаническая земная кора) – горы – разрушение гор - образование равнин на платформе.

Опираясь на объяснение учителя, заполняют таблицу в тетрадях “Рельефообразующие процессы”
  Океаническая земная кора (ОЗК) мягкая и тонкая, легко сминается в складки, и по краям могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на несколько километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50км. Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться (выветриваться) под воздействием внешних сил – ветра, текучих вод, ледника, температуры. Разрушение может привести к образованию равнин. Работа со схемой Явления, происходящие на границах литосферных плит” в атласе стр. 6-7
  - Ребята, внимательно изучите рисунок 2 и объясните, как образуются древние горы. изучив карту строения земной коры,приведите примеры

Образование средних гор: (рисунок 3)

ОЗК – сминание в складки - разрушение складок – глыбообразование – средние глыбово-складчатые горы

Средние горы образовались, так же как и древние, но разрушение привело их к образованию равнин. И глыбообразование началось на месте разрушенных гор – Кордильеры, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хр.

Образование молодых гор: (рисунок 4)

ОЗК - сминание в складки.

Молодые горы образуются в настоящее время. В основном эти горы высокие, имеют вид складок.- Анды, Гималаи, Кавказ, Альпы.

Все процессы, происходящие на поверхности Земли, влияющие на рельеф, называют внешними процессами.

Текучие воды – речные долины, дельты рек, овраги и балки, пещеры - карстовые процессы. (рисунок 5)

Ветер- эоловые причудливые скалы- останцы,барханы и дюны (рисунок 6)

Ледник – бараньи лбы, цирки, камы и озы, котловины (рисунок 7)

Живые организмы

Температура (рисунок8)

Деятельность человека (рисунок 9)

Древние горы: (рисунок 2)

ОЗК – сминание в складки – разрушение складок - образование платформ – глыбообразование- - древние глыбовые горы

Океаническая земная кора сминается в складки, они разрушаются до состояния равнин, но затем альпийское горообразование возрождает горный рельеф на месте разрушенных гор. Эти возрожденные горы имеют небольшую высоту и вид глыб – Саяны, Урал, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет, Драконовы)

Первичная проверка понимания. Ребята, какую закономерность вы увидели в ходе объяснения?

Какой вывод можно сформулировать?

Каким образом по физической карте или по очертаниям и формам можно определить возраст гор? Аргументируйте свои ответы.

Из океанической земной коры образуются горы в результате сминания тонкой легкой коры. Сминание краев океанической земной коры происходит из-за движения и столкновения литосферных плит.

Движение литосферных плит происходит под воздействием внутренних сил Земли. С образованием гор одновременно происходит разрушение гор.

Выветривание происходит под влиянием текучих вод, ветра, температуры, ледника, растений и животных.

Благодаря внутренним и внешним процессами рельеф очень разнообразный и со временем изменяется.

Учащиеся выдвигают версии:

На физических картах указана абсолютная высота. Между абсолютной высотой и возрастом гор существует связь: чем старше гора, тем ниже высота.

Если вершины гор сглаженные, округлые – древние горы, если скалистые пики- молодые горы.

Потому что внутренние и внешние процессы действуют на рельеф одновременно. Если высота горы небольшая, значит, выветривание происходило долго, следовательно, горы - древние.

Первичное закрепление - Ребята, перед вами картинки с различными формами рельефа.

В каких районах Земли они могут встречаться. Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся закрепляют картинки на карте. Объясняют свой выбор. Взаимопроверка
Контроль усвоения . Обсуждение допущенных ошибок Ребята, чтобы проверить, на сколько вы усвоили материал выполним практическую работу по описанию формы рельефа по плану на стр331 в приложениях учебника.

1 вариант – Большой водораздельный хребет

2 вариант – Западно-Сибирская равнина

Учащиеся знакомятся с планом описания формы рельефа и выполняют практическую работу
Информация о домашнем задании повторить параграф

закончить практическую работу

учить номенклатуру

Записывают домашнее задание в дневниках
Рефлексия Прием: Знаю. Хочу узнать. Узнал.  

Рисунки см. в приложении.

Список литературы.

1. География: География материков и океанов.7 кл.: учебник / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев – М.: Дрофа, 2016

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- 2-е изд. перераб. – М.: ВАКО.2013.- 352с

3. Физическая география: Справ.пособие для подгот. отд.ВУЗов/ Г.В.Володина, И.В.Душина,С.Г.Любушкина и др. Под ред.К.В. Пашканга.-М.: Высш.шк.,1991.-286 с

4. Стадник А.Г. Увлекательная география/ А.Г.Стадник – Ростовн/Д.: Феникс,2016 – 268 с