В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:
На предметном уровне:
- давать определения понятиям: “Рельеф”, “ Выветривание”;
- объяснять процессы, влияющие на формирование рельефа;
- взаимосвязь в размещении крупных форм рельефа и тектонического строения; называть и показывать на карте крупные формы рельефа.
На метапредметном уровне:
- Регулятивные: ставить цель и выполнять учебные задания в соответствии с целью; самостоятельно выдвигать версии о взаимосвязи тектонического строения и размещения крупных форм рельефа и тектонического строения; формулировать выводы.
- Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.
- Познавательные: составлять схему классификации форм рельефа Земли, процессов влияющих на рельефообразование; устанавливать причинно-следственные связи между внутренними и внешними процессами и образованием ,размещением различных форм рельефа.
На личностном уровне: познавать целостность мира; осознавать значимость полученных знаний для себя и для человека в целом, для расширения кругозора;проявление творческого отношения к процессу обучения.
Тип урока: комбинированный
Виды деятельности: Фронтальная работа, работа с учебником, географическим атласом, индивидуальная работа, практическая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, настенная карта “Физическая карта мира”, Географические атласы за 7 класс.
УМК:
- География: География материков и океанов.7 кл.: учебник /В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев – М.: Дрофа, 2016
- География.7 кл.: атлас- М.: Дрофа; изд.ДИК,2015
Структура урока |
||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие. Настрой на урок | Приветствие учителя. Включаются в рабочий ритм урока. |
Мотивация .Постановка целей и задач. | Ребята, на поверхности нашей планеты
встречаются необычные, удивительной красоты
объекты природы (показ слайдов) Это не просто
объекты природы, а это различные формы рельефа.
Природа как скульптор необузданной фантазией
ваял эти причудливые формы. На самом деле каждая
форма рельефа это результат одновременного
воздействия нескольких сложных процессов. И так
тема сегодняшнего урока “ Рельеф Земли”. - Ребята, попробуем сформулировать цели урока |
Учащиеся формулируют цели урока |
Актуализация знаний | Прием - Знаю. Хочу узнать. Узнал! Прежде чем начать изучение новой темы давайте ответим на следующие вопросы: 1. Что называется рельефом. 2.Назовите основные формы поверхности на суше и океаническом дне. 3. Как они различаются по высоте и изображаются на карте. - Учитель заслушивает ответы учащихся и уточняет, что есть равнины расположенные выше 200м над уровнем моря – возвышенности и плоскогорья. - Ребята, что называется литосферными плитами. Сколько выделяют крупных литосферных плит? На какой литосферной плите лежит Африка и Тихий океан? Чем эти литосферные плиты отличаются? Как и где происходит взаимодействие литосферных плит? |
Используя знания, полученные на уроках
географии 5 и 6 классах называют основные формы
поверхности на суше и океаническом дне. На суше –
равнины и горы; на дне океанов – котловины,
подводные хребты и вулканы,
срединно-океанические хребты, желоба. Учащиеся работают с физической картой мира атласа, используя шкалу высот и глубин отвечают на вопрос: равнины имеют высоту 0-200м, горы выше 200м. Учащиеся работают с картой строения земной коры атласа, схемами на стр.6-7 атласа |
Первичное усвоение знаний | Ребята, великим “скульптором и
архитектором” создавшим данные уникальные
природные объекты является сама природа, все
процессы, происходящие внутри земли и на ее
поверхности, т.е внутренние и внешние. Давайте
проследим, как это происходит (Рисунок 1) ОЗК( океаническая земная кора) – горы – разрушение гор - образование равнин на платформе. |
Опираясь на объяснение учителя, заполняют таблицу в тетрадях “Рельефообразующие процессы” |
Океаническая земная кора (ОЗК) мягкая и тонкая, легко сминается в складки, и по краям могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на несколько километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50км. Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться (выветриваться) под воздействием внешних сил – ветра, текучих вод, ледника, температуры. Разрушение может привести к образованию равнин. | Работа со схемой Явления, происходящие на границах литосферных плит” в атласе стр. 6-7 | |
- Ребята, внимательно изучите рисунок 2 и
объясните, как образуются древние горы. изучив
карту строения земной коры,приведите примеры Образование средних гор: (рисунок 3) ОЗК – сминание в складки - разрушение складок – глыбообразование – средние глыбово-складчатые горы Средние горы образовались, так же как и древние, но разрушение привело их к образованию равнин. И глыбообразование началось на месте разрушенных гор – Кордильеры, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хр. Образование молодых гор: (рисунок 4) ОЗК - сминание в складки. Молодые горы образуются в настоящее время. В основном эти горы высокие, имеют вид складок.- Анды, Гималаи, Кавказ, Альпы. Все процессы, происходящие на поверхности Земли, влияющие на рельеф, называют внешними процессами. Текучие воды – речные долины, дельты рек, овраги и балки, пещеры - карстовые процессы. (рисунок 5) Ветер- эоловые причудливые скалы- останцы,барханы и дюны (рисунок 6) Ледник – бараньи лбы, цирки, камы и озы, котловины (рисунок 7) Живые организмы Температура (рисунок8) Деятельность человека (рисунок 9) |
Древние горы: (рисунок 2) ОЗК – сминание в складки – разрушение складок - образование платформ – глыбообразование- - древние глыбовые горы Океаническая земная кора сминается в складки, они разрушаются до состояния равнин, но затем альпийское горообразование возрождает горный рельеф на месте разрушенных гор. Эти возрожденные горы имеют небольшую высоту и вид глыб – Саяны, Урал, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет, Драконовы) |
|
Первичная проверка понимания. | Ребята, какую закономерность вы увидели
в ходе объяснения? Какой вывод можно сформулировать? Каким образом по физической карте или по очертаниям и формам можно определить возраст гор? Аргументируйте свои ответы. |
Из океанической земной коры образуются
горы в результате сминания тонкой легкой коры.
Сминание краев океанической земной коры
происходит из-за движения и столкновения
литосферных плит. Движение литосферных плит происходит под воздействием внутренних сил Земли. С образованием гор одновременно происходит разрушение гор. Выветривание происходит под влиянием текучих вод, ветра, температуры, ледника, растений и животных. Благодаря внутренним и внешним процессами рельеф очень разнообразный и со временем изменяется. Учащиеся выдвигают версии: На физических картах указана абсолютная высота. Между абсолютной высотой и возрастом гор существует связь: чем старше гора, тем ниже высота. Если вершины гор сглаженные, округлые – древние горы, если скалистые пики- молодые горы. Потому что внутренние и внешние процессы действуют на рельеф одновременно. Если высота горы небольшая, значит, выветривание происходило долго, следовательно, горы - древние. |
Первичное закрепление | - Ребята, перед вами картинки с
различными формами рельефа. В каких районах Земли они могут встречаться. Аргументируйте свой ответ. |
Учащиеся закрепляют картинки на карте. Объясняют свой выбор. Взаимопроверка |
Контроль усвоения . Обсуждение допущенных ошибок | Ребята, чтобы проверить, на сколько вы
усвоили материал выполним практическую работу
по описанию формы рельефа по плану на стр331 в
приложениях учебника. 1 вариант – Большой водораздельный хребет 2 вариант – Западно-Сибирская равнина |
Учащиеся знакомятся с планом описания формы рельефа и выполняют практическую работу |
Информация о домашнем задании | повторить параграф закончить практическую работу учить номенклатуру |
Записывают домашнее задание в дневниках |
Рефлексия | Прием: Знаю. Хочу узнать. Узнал. |
Список литературы.
1. География: География материков и океанов.7 кл.: учебник / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев – М.: Дрофа, 2016
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- 2-е изд. перераб. – М.: ВАКО.2013.- 352с
3. Физическая география: Справ.пособие для подгот. отд.ВУЗов/ Г.В.Володина, И.В.Душина,С.Г.Любушкина и др. Под ред.К.В. Пашканга.-М.: Высш.шк.,1991.-286 с
4. Стадник А.Г. Увлекательная география/ А.Г.Стадник – Ростовн/Д.: Феникс,2016 – 268 с