Педагогическая цель |
Создать условия для формирования у учащихся представления о массе тела, о способах измерения массы тела. |
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Планируемые результаты |
Предметные: Рассмотреть понятие масса тела с позиций физической величины. Метапредметные:
Личностные: проявляют интерес к изучению физики, осознают значение учебной деятельности и личный смысл учения. |
Оборудование |
1. Проектор, компьютер, интерактивная доска. |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (подготовка учащихся к восприятию учебного материала)
Беседа по вопросам для проверки усвоения материала:
1. Каковы причины изменения скорости движения тела? Приведите примеры.
2. Проанализируйте на конкретном примере явления взаимодействия тел.
3. Почему при выстреле приклад ружья нужно плотно прижимать к плечу?
4. Опишите характер взаимодействия воздуха и крыльев птицы при взлете.
5. Сравните скорости вначале покоившихся тел после их взаимодействия:
Как вы думаете, при взаимодействии двух тел всегда меняются их скорости?
Демонстрация:
V=0 |
Что произошло после взаимодействия тележек?
Как изменились скорости тележек после взаимодействия?
Почему так происходит?
2. Актуализация знаний.
Чтобы ответить на вопрос рассмотрим опыт с тележками.
Демонстрация взаимодействия тележек (видео фрагмент).
Более массивная тележка после взаимодействия приобрела меньшую скорость, соответственно менее массивная тележка приобрела большую скорость.
Следовательно, у тележек разные массы.
Тема урока (формулируют учащиеся): "Масса тела".
Что мы должны узнать о массе тела?
Ответы учащихся:
- Что такое масса?
- Единцы массы?
- Как рассчитать массу тела?
- Как измерить массу тела?
Уточнение темы урока, планирование урока: Масса тела. Измерение массы тела.
План урока:
1.Определение
2. Обозначение
3. Единица измерения в СИ. Кратные и дольные единицы измерения массы
4. Эталон массы
5. Примеры масс тел
6. Способы измерения массы
3. Реализация плана урока.
Рассмотрим пример учебника стр.45 (анализ прочитанного). Если скорость второго тела в 2 раза больше скорости первого тела, то его масса в 2 раза меньше массы первого тела.
А если скорости тел после взаимодействия одинаковые, что можно сказать об их массах? Сделайте вывод (работа в тетрадях). Сравним свой вывод с выводом учебника (стр.45 выделен курсивом).
Введем новое понятие, которое вытекает из сформулированного вывода: инертность.
Инертность (от лат. – бездеятельный, неподвижный) – бездеятельность, неподвижность.
Что за свойство тел инертность?
Что такое масса тела? (обсуждение поставленных вопросов).
Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.
Как обозначается масса тела и в чем она измеряется?
m – масса, кг (килограмм)
Килограмм - это масса эталона (работа с текстом учебника стр.45).
Какие другие единицы массы вы знаете?
Дольные и кратные единицы массы:
1 т = 1000кг
1 ц = 100кг
1 кг = 1000г
1кг = 1000000мг
Приведите примеры значений массы для различных тел.
Как измерить массу тела?
1. Взаимодействие тел (по формуле )
2. Взвешивание – измерение массы с помощью весов.
Какие виды весов вам известны?
Работа в парах: рассмотрите устройство рычажных весов (стр.47 рис.48).
Что является основным рабочим элементом весов?
Что необходимо сделать перед началом работы с весами?
Рассмотрим правила работы с весами:
1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т. п.
2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
4. Первичное закрепление учебного материала.
1. Фронтальная работа по вопросам:
- О каком свойстве тел вы узнали на уроке?
- В чем проявляется инертность тел?
- Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
- Какое из двух взаимодействующих тел более (менее) инертно?
2. Решение задачи:
Вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.
- m1 = 1 кг
- m2 - ?
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 1. Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова
1. В результате взаимодействия изменяются …
2. У тела большей массы скорость изменяется …, про него говорят, что оно … инертно.
3. Масса характеризует …
4. Единица массы в СИ …
5. Массу тела можно определить …
6. В 1 т содержится … кг, в 1г - …кг.
(Самопроверка по эталону).
Задание 2. Переведите в СИ
Массы в живой природе:
- Пиявка 2г
- Вета (самое большое насекомое) 80г
- Скат большой дьявол, манта 1,5т
- Голиаф 3300г
- Слоновая черепаха 0,2т
(Взаимопроверка по эталону)
Задание 3. Определение массы тела с помощью рычажных весов (подготовка к лабораторной работе) – работа в группах.
6. Итоги урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свой уровень усвоения учебного материала – определите свое место на лестнице успеха.