Урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела"

Разделы: Физика


Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о массе тела, о способах измерения массы тела.

Тип урока

урок изучения нового материала

Планируемые результаты

Предметные: Рассмотреть понятие масса тела с позиций физической величины.

Метапредметные:

  • Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ, синтез), работа с информацией – рисунок, текст, демонстрация.
  • Регулятивные: умение планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять её, оценивать свою работу, проводить контроль и коррекцию своей работы.
  • Коммуникативные: умение представлять результаты работы группы, выдвигать и обосновывать гипотезу, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявляют интерес к изучению физики, осознают значение учебной деятельности и личный смысл учения.

Оборудование

1. Проектор, компьютер, интерактивная доска.
2. Рычажные весы, набор разновесов, тележки разной массы.
3. Видеофрагмент (взаимодействие тележек)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (подготовка учащихся к восприятию учебного материала)

Беседа по вопросам для проверки усвоения материала:

1. Каковы причины изменения скорости движения тела? Приведите примеры.

2. Проанализируйте на конкретном примере явления взаимодействия тел.

3. Почему при выстреле приклад ружья нужно плотно прижимать к плечу?

4. Опишите характер взаимодействия воздуха и крыльев птицы при взлете.

5. Сравните скорости вначале покоившихся тел после их взаимодействия:


Как вы думаете, при взаимодействии двух тел всегда меняются их скорости?

Демонстрация:

 
 
V=0

Что произошло после взаимодействия тележек?

Как изменились скорости тележек после взаимодействия?

Почему так происходит?

2. Актуализация знаний.

Чтобы ответить на вопрос рассмотрим опыт с тележками.

Демонстрация взаимодействия тележек (видео фрагмент).

Более массивная тележка после взаимодействия приобрела меньшую скорость, соответственно менее массивная тележка приобрела большую скорость.

Следовательно, у тележек разные массы.

Тема урока (формулируют учащиеся): "Масса тела".

Что мы должны узнать о массе тела?

Ответы учащихся:

- Что такое масса?

- Единцы массы?

- Как рассчитать массу тела?

- Как измерить массу тела?

Уточнение темы урока, планирование урока: Масса тела. Измерение массы тела.

План урока:

1.Определение

2. Обозначение

3. Единица измерения в СИ. Кратные и дольные единицы измерения массы

4. Эталон массы

5. Примеры масс тел

6. Способы измерения массы

3. Реализация плана урока.

Рассмотрим пример учебника стр.45 (анализ прочитанного). Если скорость второго тела в 2 раза больше скорости первого тела, то его масса в 2 раза меньше массы первого тела.

А если скорости тел после взаимодействия одинаковые, что можно сказать об их массах? Сделайте вывод (работа в тетрадях). Сравним свой вывод с выводом учебника (стр.45 выделен курсивом).

Введем новое понятие, которое вытекает из сформулированного вывода: инертность.

Инертность (от лат. – бездеятельный, неподвижный) – бездеятельность, неподвижность.

Что за свойство тел инертность?

Что такое масса тела? (обсуждение поставленных вопросов).

Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.

Как обозначается масса тела и в чем она измеряется?

m – масса, кг (килограмм)

Килограмм  - это масса эталона (работа с текстом учебника стр.45).

Какие другие единицы массы вы знаете?

Дольные и кратные единицы массы:

1 т = 1000кг

1 ц = 100кг

1 кг = 1000г

1кг = 1000000мг

Приведите примеры значений массы для различных тел.

Как измерить массу тела?
1. Взаимодействие тел (по формуле )

2. Взвешивание – измерение массы с помощью весов.

Какие виды весов вам известны?

Работа в парах: рассмотрите устройство рычажных весов (стр.47 рис.48).

Что является основным рабочим элементом весов?

Что необходимо сделать перед началом работы с весами?

Рассмотрим правила работы с весами:

1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т. п.

2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.

3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

4. Первичное закрепление учебного материала.

1. Фронтальная работа по вопросам:

- О каком свойстве тел вы узнали на уроке?

- В чем проявляется инертность тел?

- Какой физической величиной характеризуется инертность тел?

- Какое из двух взаимодействующих тел более (менее) инертно?

2. Решение задачи:

Вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.

  1. m1 = 1 кг 
  2. m2 - ?  

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 1. Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова

1. В результате взаимодействия изменяются …

2. У тела большей массы скорость изменяется …, про него говорят, что оно … инертно.

3. Масса характеризует …

4. Единица массы  в СИ …

5. Массу тела можно определить …

6. В 1 т содержится … кг, в 1г - …кг.

(Самопроверка по эталону).

Задание 2. Переведите в СИ

Массы в живой природе:

  • Пиявка   2г
  • Вета (самое большое насекомое) 80г
  • Скат большой дьявол, манта 1,5т
  • Голиаф 3300г
  • Слоновая черепаха  0,2т

(Взаимопроверка по эталону)

Задание 3. Определение массы тела с помощью рычажных весов (подготовка к лабораторной работе) – работа в группах.

6. Итоги урока. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Оцените свой уровень усвоения учебного материала – определите свое место на лестнице успеха.