Целевые установки:
- развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук;
- развивать речь;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать доброту, умение сопереживать, бережное отношение к природе.
МТО: мультимедийный проектор, экран, фрагмент мультфильма «12 месяцев», карта путешествия, бусы, леска, мячики су-джок, клубки с нитками, ручки, шнуровка, задания на дорисовывание и штриховку, белая бумага (квадрат 10×10), проволока, креповая зелёная бумага, клей, семечки подсолнечника и тыквы, схема оригами, корзина,
Ход занятия
I. Мотивация деятельности.
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется посмотреть, какие у нас послушные и умелые руки.
Сначала выполним пальчиковую гимнастику.
II. Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук
(Руки лежат на парте перед собой.)
Наши пальчики проснулись.
(Руки поставили на локти, кисти расслаблены.)
Потянулись, потянулись.
(Пальцы выпрямили, кисти напрягли.)
Стали дружно умываться,
(Движения, имитирующие мытьё рук.)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
(Каждый палец массируется по направлению к кончикам пальцев.)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены. Вращательные движения кистями рук вперёд, назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)
Вот теперь они в порядке!Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
(Рука сжата в кулак, большой палец вытянут вверх. Вращают палец правой, затем левой руки.)
Палец указательный
Умный и внимательный.
Делом занят постоянно.
Он – помощник капитана.
(Рука сжата в кулак, указательный палец вытянут вверх. Вращают палец правой, затем левой руки.)Средний пальчик наш – матрос,
Мачту на борт он принёс:
Чтоб он весел был в пути,
Надо пальцем покрутить.
(Рука сжата в кулак, средний палец вытянут вверх. Вращают палец правой, затем левой руки.)Безымянный палец – кок,
Он испёк большой пирог,
Поперчил и посолил,
И вокруг него ходил.
(Рука сжата в кулак, безымянный палец вытянут вверх. Вращают палец правой, затем левой руки.)Наш мизинец – это юнга.
Он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.
(Рука сжата в кулак, мизинец вытянут вверх. Вращают палец правой, затем левой руки.)
Упражнения с массажным мячом Су-джок
1. Мяч находится между ладонями ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делаем массажные движения, катая мяч взад вперёд.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делаем круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите на мяч (4-6 раз)
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнение «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Упражнение «Крестики нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
Упражнение «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
III. Игра «Путешествие в сказку»
1. Просмотр фрагмента из мультфильма «12 месяцев».
- Из какой сказки фрагмент?
- Для чего мачехе понадобились подснежники?
- А подснежники растут в январе?
- Пошла ли девочка за подснежниками?
Ребята, вместе с падчерицей мы отправимся в сказку, поможем отыскать подснежники. Ведь если помогать друг другу, то холодной зимой может наступить весна, а в самую темную ночь засветить яркое солнце. В пути нас ждут встречи с другими сказочными героями, и мы должны им помочь выполнить различные задания.
- Перед вами карта путешествия (на доске).
Рис. 1
1. «Дремучий лес» (Дети выполняют шнуровку «Грибок» «Белочка»).
- Почти в каждой сказке есть дремучий лес. Он полон различными животными растениями и грибами. Какие растения и животные встречаются в лесу?
- В какой сказке встречается белка? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра - чистый изумруд
Белку холят, берегут.
- В какой сказке встречается гриб? (Во многих русских народных сказках дети ходят по грибы, по ягоды. В сказке Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом»)
«Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее…» (В.Г. Сутеев «Под грибом»)
2. «Избушка Бабы-Яги» (Дети сматывают клубочки).
- В каких сказках встречается Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна»).
«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла». (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Физкультминутка
БУРАТИНО
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
3. «Школа Буратино» (рисование по точкам)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернила сунул
Деревянный нос?
( Буратино)
Рис. 2
4. «В мастерской Золушки» (сортировка семян подсолнечника и тыквы, нанизывание бус)
- Кто написал сказку Золушка? (Есть версии сказок Ш.Перро, Бр.Гримм. Е.Шварц написал русский сценарий.)
Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)
- Поможем Золушке перебрать семена и нанизать бусы.
5. «Замок снежной королевы» (Дети собирают разрезные картинки)
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце вмиг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное ее царство,
Если кто - то попадет,
То, пожалуй, пропадет.
(Снежная королева)
«Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра, когда складывают фигуры из деревянных дощечек, называется она «китайскою головоломкою». Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума». (Г.Х.Андерен «Снежная королева)
- Поможем Каю собрать картинку.
Физкультминутка для глаз
6. «Полянка 12 месяцев» (оригами «Подснежники)
«Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики – поодаль». (С.Маршак «Двенадцать месяцев».
- Кто помог девочке найти в январе подснежники?
Выполнение подснежников в технике оригами по схеме:
Рис. 3
Рис. 4
IV.Подведение итогов занятия.
- Наше сказочное путешествие подошло к концу. Как и водится в сказках, добро победило зло. Двенадцать месяцев помогли девочке найти подснежники, а мы показали, какие у нас умелые и ловкие руки. Оцените свои впечатления от занятия с помощью смайлов.