В статье рассматриваются вопросы подготовки школьников к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку, стратегии выполнения устной части. Рассматриваются требования к уровню подготовки экзаменуемых, описываются существующие проблемы и методы отработки устной речи. Даются советы по подготовке к каждому из 4 заданий экзамена, типичные фразы, выражающие мнение и предпочтения говорящего, изучаются критерии оценивания выполнения заданий. Отмечается важность практики устной речи и использование разнообразных приёмов, методов и средств обучения для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
В связи с перспективой перехода к ЕГЭ по иностранному языку в разряд обязательных экзаменов, подготовка к нему приобретает особое значение. Ключевая задача при изучении иностранного языка – овладение коммуникативными навыками. Поэтому ведущими являются такие продуктивные умения и навыки как письмо и устная речь. Рассмотрим требования программы среднего полного образования по английскому языку базовый уровень. Говорение включает диалогическую и монологическую речь. Диалогическая речь включает совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. Должны развиваться умения участвовать в беседе /дискуссии на знакомую тему, осуществляются умения запрашивать информацию, обращаться за разъяснениями, выражать своё отношение к высказыванию партнёра и высказывать своё мнение по обсуждаемой теме. Объём диалогов до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося. Программные требования к монологической речи:
1) Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
2) Делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме.
3) Кратко передавать содержание полученной информации.
4) Рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки.
5) Рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
6) Описывать особенности жизни и культуры своей страны/стран изучаемого языка. Объём монологического высказывания составляет 12-15 фраз [2].
Итак, при рассмотрении программных требований мы приходим к выводу, что целью обучения устной речи является овладение учащимися навыками неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи. Отличительной особенностью устной речи являются её спонтанность, обусловленность речевой ситуацией, специфика организации речевого высказывания, его стиль и языковое оформление. Для более объективной дифференциации выпускников в устную часть экзамена ЕГЭ по иностранному языку предлагается включить задания двух профилей: базового и профильного.
Устная часть ЕГЭ представляет собой компьютеризированный тест, состоящий из 4 заданий: трёх заданий базового уровня (задания 1, 2 и 3) и одного задания высокого уровня (задание 4). Перед началом экзамена кандидату необходимо заполнить бланк регистрации, после чего он приглашается в компьютерный класс, где присутствует технический организатор, отвечающий за техническую поддержку. Кандидату выдаётся КИМ и даётся 2 минуты на подготовку. По истечении этого времени включается микрофон, технический организатор спрашивает кандидата о готовности начать тест и кандидат начинает отвечать. Если кандидат не начинает ответ, через каждые 2 минуты технический организатор повторяет свой вопрос. Через 15 минут микрофон автоматически отключается.
Задание 1. Чтение вслух небольшого фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. Учащемуся даётся 1,5 минуты на предварительное ознакомление с текстом и 1,5 минуты на непосредственное чтение текста. В задании 1 оценивается фонетическая сторона речи, от учащегося требуется чёткое выразительное чтение и правильное произнесение слов. Максимальный балл - 1.
Задание 2. Условный диалог – расспрос на основе зрительной опоры (рекламное объявление). Учащемуся даётся 1,5 минуты на ознакомление с заданием и 20 секунд на формулировку каждого вопроса. Необходимо задать 5 прямых вопросов по предложен-ной тематике. В задании 2 проверяется умение задавать четкие, грамматически правильно построенные вопросы. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальный балл за задание 2-5 баллов.
Задание 3. Монологическое тематическое высказывание на основе зрительной опоры (фотография/картинка). Учащемуся дается 1,5 минуты на ознакомление с заданием и 2 минуты на выполнение задания. Учащийся выбирает одну из 3 фотографий и описывает её опираясь на предложенный план. Максимальный балл за задание 3-7 баллов.
Задание 4. Монолог сравнение двух фотографий. Учащемуся дается 1,5 минуты на ознакомление с заданием и 2 минуты на выполнение задания. Учащемуся предлагается кратко описать и сравнить 2 фотографии, следуя предложенному плану. Необходимо также выразить и аргументировать свою точку зрения по тематике фотографий. Максимальный балл за задание 4-7 баллов.
Задания 3 и 4 оцениваются по 3 критериям: решение коммуникативной задачи с учетом полноты высказывания (максимальный балл – 3 балла); организация высказывания с учетом целостности и логичности высказывания (максимальный балл – 2 балла); языковое оформление высказывания с учетом выразительности и эмоциональности речи, разнообразия лексико-грамматического репертуара и умения использовать средства логической связи (максимальный балл – 2 балла).
Стратегии выполнения экзаменационных заданий [4].
1) Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно его прочитайте. Помните, что формулировка заданий во всех тестах одинаковая. Для того чтобы в тестовой ситуации избежать проблем с неверным пониманием задания внимательно ознакомьтесь с их формулировкой в демо-версии.
2) Если вы не помните слово или выражение, которое хотите использовать, замените его другим.
3) Если вы не уверены, как правильно произносится слово, замените его на то, произношение которого не вызывает затруднений.
4) Не используйте одни и те же слова и выражения, разнообразьте свой лексический запас. Поэтому важным является ведение словаря с записью всей активной и пассивной лексики в соответствии с программными требованиями.
5) Ежедневно приучайте себя читать вслух тексты из учебников.
6) Необходимо изучить и знать транскрипцию и основные правила чтения в английском языке.
7) Важным является запись своего чтения на диктофон, а затем прослушивание с целью анализа возможных ошибок и возможностью сверить с образцом, в том числе звуковым.
8) Можно завести словарь трудных слов, чтобы ежедневно возвращаться к их чтению и написанию. Устная и письменная речь взаимосвязаны, и если вы научитесь правильно писать эти слова, то на экзамене вам легче будет справиться с заданиями по письму.
9) Выучите грамматические правила постановки разных типов вопросов в английском языке.
Рассмотрим типичные фразы для описания фотографии [3].
Вступительная часть | I’ve chosen photo number 1/2/3 |
Where and when the photo was taken |
Well, this photo was taken when I was on holidays/ I travelled. |
What/Who is in the photo |
In the picture you can see a boy |
|
The picture shows… |
What is happening |
Use present continuous. If you are not quite sure what is happening you can use such phrases they seem/ appear to |
Why you keep the photo |
So you see why I keep this photo |
Why you decided to show |
I decided to show this picture to |
Заключительная часть |
Well that’s all for now. I am looking forward to your reaction. |
Фразы для сравнения фотографий
Вступление | I’d like to compare and contrast these two photographs |
Give a brief description of the |
In the first picture I can see… He/she/they is /are +Ving |
Say what the pictures have in common |
On the one hand, the pictures have a lot in common. |
Say in what way the pictures are different |
That’s where the similarities end. On the other hand, |
Say which of the … |
I’d prefer to… really attracts me in various aspects. |
Explain why |
First of all, I think… |
Заключение |
Well, that’s all for now. I have tried to show the |
При высказывании мнения, выражающего предпочтения говорящего можно использовать такие фразы [3]: I think/ I feel/ I reckon, I guess, In my view/in my opinion/ from my point of view, apparently, so to speak, more or less, sort of/ kind of, the way I see it, well, really/actually, that is to say, at least, I am afraid, I suppose, or rather, I mean, I am sure that, I strongly believe that, I have no doubt that, I’d prefer/ I’d rather.
Рассмотрим критерии оценивания выполнения заданий устной части (максимум 20 баллов за весь раздел).
Задание 1. (Чтение текста вслух) – максимум 1 балл [4].
|
1 |
0 |
Фонетическая |
Речь воспринимается легко: |
Речь воспринимается с трудом из-за большого количества пауз, |
Задание 2. (максимальный балл – 5 баллов. Оценивается каждый из 5 задаваемых вопросов).
Баллы | 1 балл |
0 баллов |
Вопрос 1 |
Вопрос по содержанию отвечает |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, или фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации. |
Вопрос 2 |
Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, или фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации. |
Вопрос 3 |
Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, или фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации. |
Вопрос 4 |
Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, или фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации. |
Вопрос 5 |
Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, или не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, или фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации. |
Задания 3 и 4. (максимальный балл – 7 баллов за каждое задание).
Баллы | 3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Решение коммуникативной задачи |
Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз). |
Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно) или один-два раскрыты неполно (9-11 фраз). |
Коммуникативная задача выполнена неполностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно) или все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз). |
Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50 %: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз) |
Организация |
|
Высказывание |
Высказывание в |
Высказывание |
Языковое оформление |
|
Используемый |
Используемый |
Понимание высказывания |
Для успешной сдачи устного экзамена можно рекомендовать повторить устные темы, включенные в спецификацию ГИА и ЕГЭ по английскому языку [5].
1) Межличностные взаимоотношения в семье.
2) Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
3) Внешность и характеристики человека.
4) Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение кино/театра, дискотеки, кафе). Молодёжная мода.
5) Покупки. Карманные деньги.
6) Переписка.
7) Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены.
8) Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
9) Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности.
10) Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).
11) Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.
12) Путешествие по странам изучаемого языка и по России.
13) Технический прогресс.
14) Глобальные проблемы современности.
15) Средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет).
16) Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.
Поскольку при сдаче устной части экзамена используется неподготовленная устная речь можно использовать следующие речевые упражнения [1]:
1) придумывание заголовка и его обоснование;
2) описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
3) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
4) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5) определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
6) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
7) оценка прослушанного или прочитанного;
8) составление кратких объявлений и текстов открыток.
Упражнения всех перечисленных этапов должны быть посильными по объёму, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Обучение говорению должно идти по пути создания внутренней мотивации у учащегося [1]. Для того чтобы ребёнок говорил, хотел выразить себя необходимо создавать благоприятный психологический климат, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремления выполнить эти задания хорошо. Учителю необходимо хвалить детей, показывать их успехи в общении на английском языке. Необходимо создавать учебно-речевые ситуации на уроке.
Речь должна носить обращённый характер. Она должна быть эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. Обобщая всё вышесказанное можно отметить, что речь на иностранном языке относится к сложным умениям, требующим решения сложных коммуникативных заданий и грамотного использования усвоенного лексического и грамматического материала.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /Гальскова Н.Д., Гез Н.И. – М.: Academa, 2004. – 333 стр.
2. Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка.// Иностранные языки в школе. – 2005. – №5.
3. Мишин А.В. Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть. – М., Просвещение, 2016.
4. Почепаева А.В., Немыкина А.И. ЕГЭ Устная часть. Английский язык. Сборник тезисов. – ООО «ВВ Графикс», 2015.
5. Смирнов Ю.А. Сборник устных тем для подготовки к ГИА. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., Просвещение, 2015.