Урок окружающего мира по теме "Опасные места". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • различать и объяснять такое понятие, как “опасно”,
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Опасность”
  • формирование знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него;
  • учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;
  • учить приёмам работы с информационным текстом.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: 

  • формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своей жизни,
  • выявить опасные для человека места, опираясь на имеющиеся знания детей

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность

  • анализировать информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме,
  • формулировать собственное мнение,
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников;
  • уважать чужое мнение.
  • развивать критичность мышления через чтение информационного текста;

Демонстрационный материал: презентация, фрагменты видеоурока “Опасные места”, мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка (2 серия), “Красная шапочка и пионер Петя Иванов” Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (1 DVD) (1.15 ГБ),

(фотографии и рисунки - Яндекс картинки под запрос)

Ход урока

1. Орг. момент

На урок пришли трудиться,
Не лениться, а учиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

2. Проверка Д/З

На прошлом уроке мы говорили с вами о дорожных знаках и о людях удивительных профессий, которые нас защищают.

ДИСК (электронное приложение)

- Повторим .Распределим знаки в 3 колонки.

- О чём говорят все предупреждающие знаки? (предупреждают нас об опасности)

А все запрещающие? (запрещают нам совершать плохие поступки, предупреждают нас об опасности на дороге,

- А кто следит за безопасностью на дороге? (инспектор ГИПДД)

- Да, а вы знаете, что ГИПДД – подразделение полиции. А полиция всегда стоит на страже порядка.

3. Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ. В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходимы чья-то помощь и защита. А люди каких профессий защищают и оберегают нас, мы узнаем у наших ребят.

СЛАЙД 3,4,5 (выступление учеников)

1.

Одной большой семьёй живут народы,
Крепка страна Россия, как гранит
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.

2. Современная Российская армия продолжает традиции старших поколений: верно служить Родине, мужественно, с честью и достоинством защищать её.

СЛАЙД 5 Мы гордимся своей армией – надежной защитой страны и всего нашего народа.

3. Нас защищает не только армия, но и полиция, служба пожарной охраны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России). Сотрудники МЧС спасают людей в местах стихийных бедствий, в случае аварии на предприятиях, во многих других ситуациях, когда людям требуется экстренная помощь.

4. Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей.

СЛАЙД 6

5.

У полиции нашей немало забот:
И покой, и порядок она бережет,
И готовы всегда телефону "ноль два"
Мы довериться, если беда.
02

СЛАЙД 7

6.

Скорая помощь по городу мчится,
И значит, с больным беды не случится,
Вовремя помощь окажет 03,
Ты эти цифры лишь набери!
03

СЛАЙД 8

7.

В аварийной газовой службе 
Дежурят всегда слесаря,
Их направят всегда, когда нужно
Помощь людям в беде оказать.
04

СЛАЙД 9

8.

У пожарных есть забота
Защитить нас от огня
И котенка, и слоненка,
Папу, маму и меня.
Если в доме пахнет дымом –
Не пройдет пожарный мимо.
01

9.

Если загорелся лес – вызываем МЧС.
Сильный, храбрый и отважный
Занят он работой важной,
И в любое время суток
Он примчится за минуту.

СЛАЙД 10

10.

Уважайте специальные службы,
У них – самый ответственный труд!
Они ходят везде, где им нужно,
Там, где люди помощи ждут.
101

СЛАЙД 11

11.

Спасать людей   призвание и труд, 
Спасать людей — недюжинная смелость.
Где жизнь на волоске — спасателей зовут,
Хотя порой покоя бы хотелось.
112

УЧИТЕЛЬ Полиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.

Вот и вы, когда станете взрослыми, сможете выбрать одну из таких нужных людям замечательных профессий. Ну а сегодня поговорим о вас. В стихотворении говорилось о том,

Где жизнь на волоске — спасателей зовут,
Хотя порой покоя бы хотелось.

- А как же мы можем сделать так, чтобы у спасателей было бы меньше работы? Что мы с вами могли бы для этого сделать? (ответы детей)

Подвожу итог “Но опасности подстерегают не только на дороге. Опасных мест много”

- Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учеников)

4. Изучение нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

Да, действительно, тема нашего урока “Опасные места”. Мы узнаем, где же нас могут подстерегать опасности?

СЛАЙД 12

- Ребята, большую часть времени вы находитесь дома, за пределами школы. Часто можно слышать, что кто-то из ребят попал в опасную для жизни ситуацию. Различные неприятности могут произойти во дворе вашего дома и даже в вашей квартире, доме, на даче. Для того чтобы не случилось несчастье, необходимо определить опасные места там, где вы чаще всего бываете, и выработать правила безопасного поведения.

Известный путешественник Яцек Палкевич вывел из личного опыта формулу безопасности.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

  • Предвидеть опасность
  • При необходимости – действовать решительно и четко.
  • Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
  • Но самое важное ПРЕДВИДЕТЬ опасность и постараться ее избежать.

СЛАЙД 15

- На чём мы остановимся подробно, поможет отгадать загадка:

- “Стоит бычище, проклёваны бочища”.

(отгадывают) - “Это дом”.

СЛАЙД 16 А живёт в этом доме домовой ЕРМОША

СЛАЙД 17 и замечательная дружная семья Берёзкиных

- домовой ЕРМОША переживает за ребят и помогает советами. И по его мнению в доме – есть опасные места, это - ....... (балкон и подоконник)

- А вот почему, узнаем, прочитав текст в учебнике. СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Учитель: Откройте учебник на странице 20.

5. Работа с текстом (Первый и второй абзацы)

- Чем опасен балкон?

слайд 20

- Посмотрите на слайд и прочитайте стихотворение.

- Какие ещё правила безопасного поведения на балконе вы узнали?

- А подоконник?

Учитель: Какие ещё опасности подстерегают нас в доме, вам поможет узнать следующая загадка.

СЛАЙД 21

Вот это машина -
Одна кабина!
Каждый в ней проедет сам
Вверх и вниз по этажам (лифт)

СЛАЙД 22

О поведении в лифте мы уже говорили не раз. Давайте послушаем, какие советы Ермоша даёт ребятам.

(смотрим фрагмент видеоурока “Опасные места”)

- Какие правила поведения в лифте вспомнили? (учащиеся делятся своими мнениями).

- Когда вы будете пользоваться лифтом сегодня, обязательно прочитайте правила пользования лифтом и проверьте, есть ли у вас телефон диспетчерской службы, чтобы вы могли вызвать лифтера (человека, поддерживающего лифт в рабочем состоянии)

- А ребята, вернувшись из школы, решили немного отдохнуть

Давайте и мы немножко отдохнем

5. ФИЗ.мин. слайд 25

Одолела вас дремота.
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх скорее потянись,
Окончательно проснись.
(Встали, руки через стороны вверх – потянулись.)
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
(Наклоны.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
Как пружинки мы присели,
И на место тихо сели.

6. Новый материал (продолжение)

- И наши знакомые ребята отдохнули и решили самостоятельно отнести папе на работу обед. Отгадайте загадку и узнаете, где работает папа

Однорукий великан
Поднял руку к облакам.
Он работник очень важный
Строит дом многоэтажный.
(Подъёмный кран).

Значит папа работает где? кем? (на стройке,) То, что ребята заботятся о папе, это хорошо, но правильно поступили ребята, придя на стройку самостоятельно, без разрешения взрослых?

- Почему? (ответы детей)

СЛАЙДЫ 26 – 30, 31

Возвращаясь домой, ребята увидели небольшое сооружение

- Кто знает, что это может быть? (трансформаторная будка)

СЛАЙДЫ 32, 33

Вспомните, что случилось с известным героем мультфильма “Чебурашка и крокодил Гена” (2 серия, фрагмент -в трансформаторной будке). Это любимый мультфильм Ермоши. Посмотрим фрагмент

- Чем же опасна трансформаторная будка?

Но вот стало темнеть и ребята захотели прибежать домой быстрее через парк, но вспомнили сказку “Красная шапочка”, которую читала им бабушка и задумались, а может ли быть опасен парк, сквер, пустырь и чем? смотрим фрагмент “Золотая коллекция мультфильмов - Петя и Красная Шапочка”

- Красная Шапочка поет, что “Неприятностей на свете не бывает никогда” - Как вы думаете, это так?

- Чем же опасен парк, сквер, пустырь?(ответы детей)

Проверим ваши предположения, прочитав об этом в учебнике на странице 22.

А завтра семью Берёзкиных ждал новый зимний день. И снова заботливый домовой напомнил о том, что опасность надо предвидеть. Давайте его послушаем “Места, покрытые льдом” (смотрим фрагмент видеоурока 24 “Опасные места”)

- Чтобы зимняя прогулка не закончилась трагически, о чем надо помнить?

Итак, что бы проверить, как вы сможете обходить опасные места, поработаем в паре в тетрадях

7. Закрепление изученного с.14, рабочая тетрадь .

Посмотрите, что сделали ваши соседи по парте и обсудите свой выбор.

8. Рефлексия

И так, что бы “ваша жизнь не висела на волоске”, что бы у спасателей было меньше работы , вы должны помнить важные правила: соблюдать “правила 4-х НЕ”

1. НЕ разговаривай с незнакомцем и не впускай его в дом;

2. НЕ заходи с ним в лифт и подъезд;

3. НЕ садись в машину к незнакомцам;

4. НЕ задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

и те важные правила, с которых мы начинали урок и в которых нам помог разобраться домовой Ермоша, семья Берёзкиных и знаменитый путешественник Яцек Палкевич

  • Предвидеть опасность
  • При необходимости – действовать решительно и четко.
  • Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

9. Д/З С.23 “Обсудим” подумайте дома, обсудите с друзьями и мы поговорим об этом на следующем уроке.

с. 24, вопросы и задания

Вы молодцы! И я думаю, что теперь вы сможете ПРЕДВИДЕТЬ опасность и постараться ее избежать.