Бинарный урок (литература + музыка) на тему "Былина о Садко. Берег цветущей земли". 5-й класс

Разделы: Литература, Музыка

Класс: 5


Описание материала: данный урок основан на материале новгородской былины «Садко» и музыкальных фрагментах одноименной оперы Римского-Корсакова. В уроке используется «былинное стихотворение» А.К.Толстого «Садко».

Цели: воспитать культуру читательского восприятия, сформировать художественный вкус, обобщить знания учащихся о данном фольклорном жанре, развить навык соотнесения музыкальных и литературных фрагментов.

Подготовительный этап: чтение данной былины учащимися, знание материала учебника по музыке, посвященного опере – былине Римского-Корсакова.

Оформление: книжная выставка, репродукции картины Репина «Садко в подводном царстве» и эскиза декорации к опере «Садко» К.Коровина, музыкальные фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Садко».

Сценарий урока

1. Слово учителя.

Открывая былину «Садко» мы попадаем в великий Новгород. Господин великий Новгород! Свободный и неподвластный княжеской власти. Богатый торговый город-порт. Крепость надежная, а вокруг леса дремучие. У берегов – суда с флагами разных земель. На этой легендарной земле создавались былины, получившие в последствии название – новгородские. Один из знаменитых новгородских богатырей – Василий Буслаев, боец-удалец, бьющий виноватого, защищающий правого. В былинах о Василии Буслаеве есть и драки на волховском мосту, и дальние смелые походы по водным дорогам, есть и истории о верных друзьях Василия – вольных новгородских людях с буйным размахом русской души. Но самым знаменитым новгородцем был гусляр, купец, богатырь Садко.

2. Музыкальный фрагмент.

Вступление «Океан – море синее». Учащиеся внимательно слушают, потом отвечают на вопросы о творчестве русского композитора Римского-Корсакова.

3. Учитель обращает внимание учащихся на картину эскиз декорации К.Коровина к опере – былине «Садко».

Ученики размышляют над тем, каким предстает Новгород, каким его видел художник, каким хотел видеть композитор. Как правило, сразу отмечают яркую синь неба, сочную зелень деревьев, яркие паруса кораблей с разных стран и портов, надежную и могучую крепостную стену, стремящиеся ввысь крыши башен, нарядность одежд жителей свободного города. Про Коровина говорили, что он – блестящ, жизнерадостен и виртуозен. И все это буквально сквозит в каждом мазке кисти художника на данном эскизе. Сколько жизни в этих смелых и ярких мазках?! Сколько погружения в родную старину?! Сколько уважения к историческому и литературному прошлому?! Учитель просит зачитать фрагменты былины.

На эскизе Коровина живут и горят яркие, дерзкие краски. Эти краски свободно и уверенно брошены художником на полотно. Эти разноцветные мазки, словно живые, славят красоту великого города, красоту мира людей.

4. Учащиеся слушают песню Садко «Ой, ты темная дубравушка».

Затем отвечают на вопросы учителя: Каким видится вам образ Садко? Как помогает в понимании его характера данная песня? О чем думы Садко?

5. Учитель обращается к главному образу былины.

Вместе с учащимися составляет словесный портрет Садко. Садко – знаменитый былинный герой. Причем герой целого цикла былин, к сожалению утраченного или до нас не дошедшего. Поэтому судить мы можем о Садко только по двум дошедшим былинам. Но и их достаточно, чтобы представить этого героя во всей его красе. Садко – бедный гусляр, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир.

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру..

И в тоске он пошел к Ильмень-озеру, чтобы играть на пустом берегу. И с этого берега приключения Садко и начались.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской, 
Вышел со Ильмени со озера, 
Сам говорил таковы слова:
- Ай же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную..

Но как бы ни складывалась судьба гусляра, Новгород всегда занимал значительное место в его приключениях и злоключениях. Именно Новгород – родина гусляра Садко, о Новгороде – его лучшие песни. Именно Господина Великого Новгорода не сумел победить купец Садко в своем споре. Именно о Новгороде так тосковал Садко в роскошных палатах морского царя, не замечая ярко горящих алмазов и вкусных яств.

6. Учащиеся слушают песню Садко «Заиграйте, мои гусельки» и отвечают на вопросы учителя о данном виде инструмента и о значении гусель во времена Древней Руси.

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике. В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли стали называться «звончатые». На гуслях играли и наши былинные герои – Садко, Добрыня Никитич и сам легендарный Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, в «Слове о полку Игореве», поэтично воспевается образ гусляра – сказителя. В течение долгого времени на Руси гусляры были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи - военный поход, сватовство или еще что - непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.

7. Ученики обращаются к сцене пира, зачитывают фрагменты былины, находят ключевые слова.

Учитель дает пояснения о роле пиров во времена Древней Руси. Ученики слушают песни Варяжского гостя ( «О, скалы грозные…»), Индийского гостя («Не счесть алмазов в каменных пещерах…»), Веденецкого гостя («Город каменный…»). Делают выводы о своеобразии каждой песни, музыкальном и текстовом характере.
В древнерусских былинах жизнеобразующим центром являются непрекращающиеся пиры и застолья, которые представляют собой яркое воплощение хмельной, буйной и разгульной жизни. Пир был душою общественной жизни, на всякую неделю князь устраивал пир... 

8. Ученики обращаются к сценам Садко в подводном царстве.

Зачитывают фрагменты былины и стихотворения А.К.Толстого. Внимательно рассматривают репродукцию картины Репина. Дополняют чтением соответствующих строчек былины. Обращаются к сюжетному стихотворению А.К.Толстого «Садко», в основе которого как раз пребывание героя в подводном царстве.

Сидит у царя водяного Садко
И с думою смотрит печальной,
Как моря пучина над ним высоко
Синеет сквозь терем хрустальный;
Там ходят как тени над ним корабли,
Товарищи там его ищут,
Там берег остался цветущей земли,
Там птицы порхают и свищут;
А здесь на него любопытно глядит
Белуга, глазами моргая,
Иль мелкими искрами мимо бежит
Снятков серебристая стая.
Куда он ни взглянет — всё синяя гладь,
Всё воду лишь видит да воду,
И песни устал он на гуслях играть
Царю водяному в угоду.

Слушают колыбельную Волховы «Сон по бережку ходил…». И отвечают на вопросы о душевных стремлениях героя. Приходят к выводу, что читая строки былины, слушая фрагменты оперы веришь в нежеланию Садко выбрать хоть самую раскрасавицу из раскрасавиц – дочерей морского царя себе в жены. Веришь в страстное желание гусляра-купца вернуться домой. К этой синеве небе и зелени деревьев, к ярким парусам кораблей на пристани, к надежной крепостной стене, к стремящимся ввысь башням… Вернуться, чтобы уже никогда этот мир буйных красок не покинуть.

«Ты гой еси, царь-государь водяной,
Морское пресветлое чудо!
Я много доволен твоею женой,
И мне от царевен не худо;
Вкусны и кутья, и блины с имбирем,
Одно, государь, мне обидно:
Куда ни посмотришь, всё мокро кругом,
Сухого местечка не видно!
Что пользы мне в том, что сокровищ полны
Подводные эти хоромы!
Увидеть бы мне хотя б зелень сосны,
Прилечь хоть на ворох соломы!
Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрип новгородской телеги!
Давно так не видно мне божьего дня,
Мне запаху здесь — только тина;
Хоть дегтем повеяло б раз на меня,
Хоть дымом курного овина!..»

Ученики отвечают на вопросы учителя, подтверждая ответы чтением фрагмента былины. Какое условие ставит Морской Царь? Как Садко удается избежать женитьбы? Почему Садко плохо в роскошных палатах Морского Царя? Чем закончилась история Садко?

Встретил Садко дружину хоробрую 
И повел во палаты белокаменны. 
Тут его жена зрадовалася, 
Брала Садка за белы руки, 
Целовала во уста во сахарные.
Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей 
Именьице - бессчётну золоту казну. 
Как повыгрузил со черлёныих кораблей, 
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить Садко на сине море, 
Стал поживать Садко во Нове-граде.