Урок по ОПК на тему "Милосердие и сострадание"

Разделы: ОРКСЭ


Цель: сформировать у учащихся представление о милосердии и сострадании.

Задачи:

  • Усвоение понятий: ближний, милосердие, милостыня, сострадание.
  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.
  • Развивать стремление совершать добрые поступки.

Глоссарий терминов к уроку: ближний, милосердие, милосердный, сострадание, милостыня.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Какие заповеди дал Бог Моисею?

На какие 2 группы можно разделить эти заповеди? (4 заповеди - об отношении человека с Богом, 6 - об отношениях людей между собой).

В каких художественных произведениях нарушены заповеди Божьи? (дети из тетради зачитывают примеры)

2. Основная часть

Ребята, послушайте стихотворение Екатерины Марковой.

В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.

Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.

О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение?

К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?

Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом “Милосердие”. Тема нашего урока “Милосердие”

Как вы понимаете смысл слово “милосердие”? (милое сердце)

В словаре русского языка С.И. Ожегова “Милосердие – это готовность помочь кому–либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия” а в словаре А.Декурселя “Милосердие – это бесконечное прощение”. Итак, у слова “милосердие” можно выделить 2 лексических значения.

Ребята, а часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с милосердием? Какого человека можно назвать милосердным? Сам термин “милосердие”, “милость” означает состояние души человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении любовь. Когда человека охватывает такое сердечное чувство, и он готов как-то сжалиться и поучаствовать в судьбе человека.

Милосердие является добрым качеством души человека. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, как к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку. “Люби ближнего, как самого себя” и тогда ему задали непростой вопрос: “А кто мой ближний? В самом деле, нет человека, который бы никого никогда не любил. Но очень многие говорят: “ Я люблю тех, кто любит меня. То есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие).

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: “Позаботься об этом человеке”.

Окончив притчу, Иисус спросил: “Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?” Слушавший ответил: “Проявивший к нему милосердие”. Иисус сказал ему: “Иди, и ты поступай так же”.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть все свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу : “Как ты ко мне, так и я к тебе” или “Так тебе и надо! Получай по заслугам!”Это непросто переступить через свои давние обиды. О это самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А я говорю Вам: Любите врагов ваших”. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Ребята, как вы думаете, может ли человек научиться милосердию? Если вы будете совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь). То эти дела со временем изменят сердце каждого из Вас, сделают его более человечным.

Одно из дел милосердия – милостыня. Милостыня - это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”. А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

А сейчас послушайте стихотворение Ольги Май, которое так и называется “Милосердие”

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”

Ребята, какие чувства это стихотворение вызвало у вас? Дайте характеристику поступка мальчика (мальчик умеет сострадать чужой беде)

А что значит слово “сострадание”?

Приставка со - означает вместе, значит страдать вместе, переживать вместе с кем-то. Сострадание – это качество души, способное сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому человеку, попавшему в беду.

А вот ещё одна притча.

Брошенный камень

   Один успешный молодой человек ехал в машине последней модели и радовался жизни, когда ощутил удар о дверцу своей любимой игрушки. Он тут же затормозил, выскочил из салона и увидел, что брошенный кем-то камень сильно оцарапал его новенькое авто. Не тратя времени, он вскочил в машину и развернул ее на сто восемьдесят градусов, решив вернуться и найти место, откуда был брошен камень. Мужчина был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он бросился к мальчику, который оказался виновником происшествия, схватил его за худенькие плечи, толкнул к капоту и заорал: 
   — Ты что наделал, негодяй? Ты соображаешь, что натворил? Это новая машина, и камень, который ты бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это сделал? 
   — Пожалуйста, простите, господин! Пожалуйста! Я не знал, что делать! Я бросил камень потому, что никто не останавливался! — Слезы текли по щекам мальчика, он указывал рукой куда-то в сторону. 
   — Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной коляски, а я не могу его поднять... он много весит, я слишком маленький. Я хотел попросить помощи! 
   Всхлипнув, он спросил у владельца машины: 
   — Вы не могли бы помочь мне посадить его в коляску? Пожалуйста. Он сильно ударился... Тронутый до глубины души, молодой человек поднял подростка-инвалида с земли, усадил в коляску, вытащил свой шелковый платок и постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул пыль и, когда убедился, что все более или менее в порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшего ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке было столько нежности и любви, что теплело на сердце. 
   — Господин! Большое спасибо!
   Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая перед собой коляску, постепенно удалялся по направлению к очень скромному дому. 
   Владелец новенького авто так и не починил дверцу своей машины, оставив царапину специально, чтобы всегда помнить — нельзя так беспечно нестись по жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни, привлекая к себе внимание. 
   Иногда нам достаточно шепота, чтобы наши сердце и душа отозвались на нужду близких. Но иногда для этого в нас должны попасть камнем. Так стоит ли обижаться, если в тебя попал камень? Может, это значит, что ты просто кому-то нужен?

Ребята, вы должны понимать, что с каждым человеком может случиться беда, и каждому может понадобиться милосердие и сострадание. Помните об этом.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
(Марк Львовский)

3.Домашнее задание:

  • Прочитать в учебнике статью о милосердии.
  • Записать пословицы о добре
  • На карточке выбрать и записать слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию
    (бескорыстный, добрый, равнодушный, расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый).
милосердие жестокосердие