Целевой блок |
Тема |
«Плоды и их классификация» |
Цель |
Познакомить обучающихся с понятиями: плод, околоплодник, простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные плоды.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные:Знать строение и классификацию плодов. Знать правило оформления материала в тетради.
Уметь различать плоды. Уметь правильно записывать классификацию плодов. Уметь составлять схему к рисунку, используя связь целого и частей.
Личностные:уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: (Регулятивные УУД) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
(Коммуникативные УУД) уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Познавательные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Инструментальный блок |
Задачи урока |
Образовательные:Формировать представление о структуре задачи, умение различать плоды, правильно оформлять материал. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, используя связь целого и частей.
Способствовать развитиюбиологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитыватькультуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс |
- учебник «Биология » 6 кл. Пасечник В.В. 2013г. Дрофа.
- еженедельник (для самооценки)
- презентация «Плоды»
- шаги учебной деятельности
- тетрадь
- алгоритм самооценки |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия |
Плод, ягода, орех, зерновка, боб, соплодие, околоплодник. |
Организация пространства |
Парная, фронтальная, групповая. |
Межпредметные связи |
Биология |
Действия обучающихся |
Стр. 67-71. Прочитать и проанализировать материл
Стр. 69, № 55, стр.70 №56, стр.71 №58,Стр.72 № 59. Нарисовать схему в тетради, записать характеристику плодов.
Стр. 72 Лабораторная работа №12 |
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
Деятельность учителя:
1. Демонстрирует плоды различных растений (материалы гербария, натуральные плоды, муляжи плодов)
2. Задает вопросы по новой теме, развивая познавательный интерес и инициативу обучающихся.
- Рассмотрите имеющиеся у вас плоды.
- Каково предназначение плодов?
- В чем различие плодов?
- В чем разница сухих и сочных плодов?
- Какие сухие плоды вы знаете?
- Выделите сочные плоды, которые вы знаете?
(приложение №1) |
Деятельность обучающихся:
1. Рассматривают представленные материалы, анализируют их строение, формы, размеры. Вступают в диалог о значении плодов в природе. Определяют основные понятия урока (околоплодник, плод, сухие и сочные, простые и сборные, односемянные и многосемянные плоды) |
2. Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Деятельность учителя:
1. Демонстрирует фотографии, рисунки, схемы.
(приложение № 2- 3 - 4)
2. Задает вопросы:
- Что такое плод?
- Каково происхождение плодов?
- По каким признакам плоды разделяются на простые и сложные?
- По каким признакам разделяются на сухие и сочные?
- Какие виды плодов существуют в природе? |
Деятельность обучающихся:
Рассматривают плоды, вспоминают строение цветка, из завязи которого формируется плод, выясняют разницу между сочными и сухими плодами, определяют зависимость строения цветка и формирующегося из него плода. Высказывают своё мнение строении плода. Предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя:
1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какую роль играют плоды в жизни растений?»
2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о плодах, и ответы фиксирует на доске в виде схемы. (приложение №5)
- Что такое соплодие?
- Что такое ягода, зерновка, семянка, боб, стручок?
- Какие плоды чаще всего встречаются в нашей местности?
- В какое время года, созревают плоды в Башкортостане?
(приложение № 5 -6 – 7 – 8) |
Деятельность обучающихся:
Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему. Высказывают предположения о строении плодов. |
4. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. |
Деятельность учителя:
1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.
2. Раздает текст (материал приложения).
3. Раздает инструкции к групповой работе.
(приложение № 9 – 10 – 11-12) |
Деятельность обучающихся:
Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
Инструкция
Общая часть для всех групп
1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Назовите его.
Составьте план текста.
1 группа
- Пользуясь описанием строения плодов, предложите схему строения семени и околоплодника.
- Охарактеризуйте различные виды плодов, изображенных на рисунках используя только прилагательные (ореховидные).
2 группа
- Изобразите в виде схемы процесс образования плодов.
- Какие условия являются благоприятными для образования плодов? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.
3 группа
- Сформулируйте и запишите определение “Плод – это…”.
- Какие условия являются неблагоприятными для образования плодов? |
5. Открытие новых знаний.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя:
1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
2. Проводит рефлексию деятельности в группах.
- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие изменить.
3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.
4. Структурирует материал в виде таблицы. (лабораторная работа№12)
Название
плодов |
Тип плода |
Растения |
Сочный или сухой |
Односемянный или многосемянный |
Боб |
сухой |
многосемянный |
горох |
(приложение № 13–14) |
Деятельность обучающихся:
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение, рефлексия деятельности в группе, составление итоговой таблицы. |
6. Применение новых знаний
Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя:
Предлагает выполнить задания:
1. Сравнить строение сухих и сочных плодов. Выявить черты сходства и различия.
2. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и обучающихся, предложивших наиболее верные ответы. |
Деятельность обучающихся:
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на основной вопрос урока “Что такое плод? ”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
7. Диагностика результатов урока (итог урока)
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Деятельность учителя:
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. |
Деятельность обучающихся:
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый |
Домашнее задание |
§13 стр. 67–73 прочитать, вопросы 1-7, ответить устно.
Практическое задание: « Пользуясь памяткой последовательности действий (стр. 73), проведите сравнение 3–4 плодов. Выясните, на каких растениях, растущих в вашем регионе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу они относятся». |