Цель: формирование у обучающихся мотива совершать добрые поступки.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания детей о добре и зле;
- воспитывать внимательное, доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, желание избегать зла и бороться с ним;
- развивать умение анализировать поступки других людей на примере героев литературных произведений и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Ход урока
1. Орг момент.
Слайд 1
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным:
- С добрым утром!
- Добрый вечер!
- Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В.Кривошеев)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)
- А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!
2. Актуализация имеющихся знаний:
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Слайд 2
- Что такое добро и зло? (Основные понятия морали)
Слайд 3
- Что такое добро? (Ответы детей)
Добро
- это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;
- это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе;
- это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним.
Слайд 4
- Что такое зло? (Ответы детей)
Зло
– это войны и предательство, зависть и жадность, это нетерпимость по отношению к людям другой национальности, другого цвета кожи;
– это наркомания, курение, алкоголизм;
– это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом вниз” листочки со словами, обозначающими качества людей.
Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут один из листочков и прикрепляют в соответствующий столбик на доске, объясняя свой выбор)
Добро | Зло |
сочувствие | безразличие |
сопереживание | агрессивность |
справедливость | ненависть |
бескорыстие | зависть |
милосердие | предательство |
сострадание | равнодушие |
любовь | хамство |
забота | эгоизм |
готовность помочь | обман |
благодарность | неуважение |
Слайд 5
- Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Закрепление по слайду:
Добрый человек
- делает добро другим,
- сочувствует в трудную минуту,
- откликается на просьбы,
- несёт радость окружающим,
- защищает слабых,
- помогает немощным,
- отдаёт своё сердце людям... (Работа над смыслом выражения)
3. Новый материал
Слайд 6
- Какое значение ещё имеет слово “добро”?
(Добро – это нажитое богатство)
- Чем же богат добрый человек? Какое основное качество его характеризует?
Слайд 7
Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Что же это такое? -
Сердец..... доброта
(Л.Николаенко)
Слайд 8
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)
- Сегодня на уроке мы будет открывать секреты доброты.
- Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?
Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?
Слайд 9
(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки...)
Слайд 10
Секреты доброты
Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!
Слайд 11
Притча о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их: “Что вы видите?”
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”
- Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!
В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.
Слайд 12
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)
Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст притчи с заданием на отдельных листочках - по одному на каждую парту)
Задание:
1) Прочитайте притчу.
2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во благо окружающих?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь в этой притче?
Добрый император
Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
- Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума - не лучше!
Слайд 13
- Какую мудрость содержит эта притча?
(Добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше)
- А чему ещё учит эта история?
Слайд 14
(Общение с животными делает человека добрее).
- Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла? (Сказка)
Физкультминутка
Слайды 15 и 16
Задание: при появлении доброго героя сказки – хлопайте в ладоши? При появлении злого героя – топайте ногами.
“Притча о двух волках” (Читает учитель)
Слайды 17, 18, 19
- Какова мораль этой притчи?
Слайд 20
(В себе необходимо развивать добрые чувства и стараться избавиться от недостатков и дурных привычек.
Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься – от того наберёшься!”)
4. Осознание и осмысление учебного материала (Самостоятельная работа в парах. Примечание: задания даются по рядам) (На каждой парте – раздаточный материал)
1 ряд:
1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три товарища”
2) Объясните, чему учит это произведение?
3) Сформулируйте секрет доброты, который открывает нам автор.
В.Осеева Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
2 ряд:
1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.
2) Подумайте, что их объединяет?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь?
В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда в центре внимания, всегда - душа компании. Она и споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она читает стихи и поэмы! Она для нас образец душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор поимённо помнит своих учеников, мальчишек, которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется, что секрет её долголетия – это добро, любовь к людям, терпимость и, конечно, любовь близких. [1]
Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь, но, к сожалению, не каждому это под силу. В районном центре есть человек, который в октябре этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это Минахмет Зигангиров.
Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен событиями и делами.
В больнице он не частый посетитель. В силу уколов и таблеток верит мало.
Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: "Никакого секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением относиться ко всем, помогать по силам больным и немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите, как окружающие ответят тем же". [2]
3 ряд: Используя противоположные по значению слова и выражения, составь добрые советы:
- Не перебивать, а ...
- Не обижать, а ...
- Не отбирать, а ...
- Не ссориться, а ...
- Не упрямиться, а ...
- Не рвать, а ...
- Не завидовать, а ...
Проверка работы в парах (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми)
Слайды 21, 22, 23
Выводы:
По работе 1 ряда:
- Быть добрым не на словах, а на деле...
- Добро — не наука, оно действие
По работе 2 ряда:
- Добрые люди дольше живут.
- Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь
По работе 3 ряда:
- Не перебивать, а ... выслушивать
- Не обижать, а ... защищать
- Не отбирать, а ... делиться
- Не ссориться, а ... сотрудничать
- Не упрямиться, а ... уступать
- Не рвать, а ... склеивать
- Не завидовать, а ... радоваться успехам других
5. Закрепление нового материала
Слайды 24 и 25
- Поделись своей добротой!
- Посади дерево доброты!
Задание: На маленьких листах бумаги в виде листочка дерева напишите своё доброе пожелание всем окружающим и прикрепите на наше символическое “Дерево доброты”, изображённое на доске.
(После выполнения задания, каждый ученик озвучивает написанное пожелание на листочке и прикрепляет его к доске)
6. Итог урока
Слайды 26, 27, 28
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)
Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (персидский поэт Саади)
8. Рефлексия
Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:
- О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?
- Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?
Используемые материалы.
1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия – доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник ЗОЖ” № 2 – 2005г.)
2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская правда” от 30.06.2012).
3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)
4. “Основы религиозных культур и светской этики. Модуль “Основы светской этики”. Методическое пособие”, авторы-составители Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н, Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ дополнительного профессионального образования “Центр повышения квалификации работников образования”, Киров 2012)
5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.
6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение, 2011