Цели урока:
- образовательная: вывести формулу длины окружности; закрепить полученные знания.
- развивающая: развивать умения: выполнения практической работы, мыслить, выполнять умственные операции: обобщение, сравнение, анализ, делать вывод; развить навыки самопроверки; развить наблюдательность.
- воспитывающая: воспитание устойчивого интереса к предмету, эстетических вкусов, навыков коммуникативности; расширение кругозора учащихся.
Ход урока
Вводное слово учителя. Окружности встречаются в повседневной жизни очень часто и возникают задачи, связанные с нахождением длины окружности. Слайды№1-10.
Актуализация знаний учащихся.
Задачи: “Ситуация в цирке”, “Ремонт в прихожей” Как измерить длину окружности самым быстрым способом? Слайды №11,12.
Повторение терминов, связанных с окружностью. Слайд № 13.
Постановка проблемы.
Слайды № 14,15.
Отключение проектора (здоровьесберегающая составляющая урока).
Работа по получению новых знаний.
Выполнение практической работы.
План проведения исследований:
- Начертите окружность радиусом 2 см.
- Измерьте ниткой длину окружности. Занесите результат в таблицу.
- Найдите диаметр окружности.
- Вычислите отношение длины окружности к длине диаметра окружности.
- Начертите окружности радиусом 4см и 5см. Проделайте пункты 2-4 плана.
Радиус окружности R |
Длина окружности С |
Диаметр окружности d |
C:d | Приближенный результат |
Число |
2см | |||||
4см | |||||
5см |
Последний столбец учащиеся в своих таблицах заполняют после введения числа “пи”.
Включение проектора.
Обсуждение полученных результатов. Используется слайд № 16.
Введение понятия “число пи”. Слайды № 17-19.
Вывод формулы длины окружности. Слайд №20-21. Отключение проектора.
Первичное закрепление изученного материала.
Радиус окружности R |
Диаметр окружности d |
Формула длины окружности С |
Значение |
Вычисления |
5см | С=2R | 3,14 | С= 2 * 3,14 * 5 = 31,4 (см) | |
2м | С=d | 3,14 | С= 3,14 * 2 = 6,28 (м) | |
1,4дм | С=2R | С= 2 * * = 8,8 (дм) | ||
км | С=2R | С= 2 * * = 4 (км) |
Включение проектора. Проверка результатов. Слайд №22. Отключение проектора.
Решение задачи “Ситуация в цирке”. После летнего сезона выступлений, внутренний край бортика арены цирка пришёл в негодность. Сколько необходимо закупить эластичного пластикового уголка для ремонта, если радиус арены 10м?
С = 2 3,14 10=62,8 (м)
Ответ:62,8 м.
Решение задачи “Ремонт прихожей”. Высота арки 2 м 50 см, расстояние между стенами 1 м 40 см. Какова длина внутренней поверхности арки? Ответ округлите до десятых.
- 111,4 : 2= 0,7 (м) – радиус окружности
- 2,5-0,7 =1,8(м) – высота прямой части арки
- 1,4 * 3,14 : 2 = 2,198 (м) – длина полуокружности
- 2 * 1,8 = 3,6 (м) – длина вертикальной части
- 3,6 +2,198=5, 7989 (м) Ответ: 5,8 м.
Расширение кругозора учащихся.
Число “пи”, международный день числа “пи”.
Включение проектора. Слайды 23 – 35.
Итоги урока.
- провели наблюдение и нашли окружности в окружающем нас мире;
- проделали необходимые измерения и вычислили приближенное значение числа
- вывели формулу для вычисления длины окружности;
- решили задачу, возникшую в реальной жизненной ситуации;
- расширили математический кругозор.
Слайды № 35-36
Раздаточный материал для учащихся.
- План проведения исследований:
- Начертите окружность радиусом 2 см.
- Измерьте ниткой длину окружности. Занесите результат в таблицу.
- Найдите диаметр окружности.
- Вычислите отношение длины окружности к длине диаметра окружности.
- Начертите окружности радиусом 4 см и 5 см. Проделайте пункты 2-4 плана.
Радиус окружности R |
Длина окружности С |
Диаметр окружности d |
C:d | Приближенный результат |
2 см | ||||
4 см | ||||
5 см |
Радиус окружности R |
Диаметр окружности d |
Формула длины окружности С |
Вычисления |
5 см | |||
2м | |||
1,4дм | |||
км |
Задача 1. После летнего сезона выступлений, внутренний край бортика арены цирка пришёл в негодность. Сколько необходимо закупить эластичного пластикового уголка для ремонта, если радиус арены 10 м?
Задача 2. Высота арки 2 м 50 см, расстояние между стенами 1 м 40 см. Какова длина внутренней поверхности арки? Ответ округлите до десятых.
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, два, шесть, пять, три, пять.
Чтоб наукой заниматься,
Это каждый должен знать.Можно просто постараться
И почаще повторять:
“Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять”.