Цель урока:
- Формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием.
- Развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приём анализа.
- Воспитывать умение вести диалог, работать в паре.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Подумайте, что нам нужно делать для успешной работы на уроке?
(слушать, рассуждать, мыслить, доказывать, понимать, …)
- Я согласна, всё что вы назвали, очень важно для нашего урока. Займите свои места.
- Какой частью речи являются названные вами слова (глаголом)?
2. Словарная работа.
- Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределённой форме (по выбору два глагола):
- Сочинение - (сочинять)
- Жёлтый – (желтеть)
- Счёт – (считать)
- Мечта – (мечтать)
(самопроверка)
- Кто записал другие глаголы (сочинить, пожелтеть, сосчитать, помечтать).
- Чем отличаются эти глаголы? (Отвечают на вопрос Что сделать?)
- Какое правило применили, чтобы не допустить ошибку в написании слов? (корень в однокоренных словах пишется одинаково)
- Выделите орфограмму «безударная гласная в корне слова».
3. Актуализация знаний.
- Слова, какой части речи записали? (глагол)
- Докажите, что это глагол. (отвечают на вопрос - что делать? Обозначают действие предмета)
- Что мы ещё знаем о глаголе? (в предложении является сказуемым, изменяется по временам, относятся к I или ко II спряжению, и т.д.).
- Как определить спряжение глаголов? (Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:
в окончаниях буква –е-, а в 3-м л. мн.ч –ут, -ют- I спряжение; в окончаниях буква –и-, а в 3-м л., мн.ч. –ат,- ят – II спряжение)
4. Возникновение проблемной ситуации.
В класс входит девочка и говорит : «Здравствуйте, разрешите войти. Меня зовут Арина, я учусь в первом классе. Мне понравилась загадка, и я решила загадать её одноклассникам. Но не знаю, какие буквы написать в некоторых словах. Помогите мне, пожалуйста. Вы же учитесь уже в 4-м классе».
Арина передаёт плакат, на котором написана загадка с пропущенными буквами.
Сам не ед_т, не идёт,
Не поддержишь – упадёт.
Если ноги пуст_шь в ход,
Он помчит тебя вперёд.
- Ребята, вы хотите помочь первокласснице? Мы справимся с этой задачей?
(Ученики читают загадку, отгадывают её.) Отгадка- «велосипед».
- Почему в отдельных словах встречаются пропуски? (гласная находится в слабой позиции, это орфограммы, мы не знаем какую букву написать).
- В словах какой части речи встречаются пропуски? ( в глаголах) В какой части слова? (в окончаниях)
- Почему в словах идёт, упадёт, помчит не пропустила буквы Арина?
- Как вы считаете, какие буквы нужно написать? (ученики выдвигают версии, пытаются доказать)
- Я вижу, что вы затрудняетесь. О чём вы хотите меня спросить? Обратитесь ко мне с вопросом. (Как проверить гласную в безударных личных окончаниях глаголов? Как писать глаголы с безударными личными окончаниями?).
- Вспомните правило, используйте таблицу-опору.
Сделайте вывод: в каком случае в личных окончаниях глаголов пишется –е, а в каком –и? (у глаголов I спряжения в окончаниях пишется –е, у глаголов II спряжения в окончаниях пишется –и в ударном положении).
- Итак, что нужно знать, чтобы определить какую букву нужно написать в безударном окончании глагола (нужно уметь определить спряжение глагола)
- Я согласна с вами. Взяв за основу, ответ на мой последний вопрос, сформулируйте задачу урока. (Задача урока - понять, как определить спряжение глагола, если окончание безударное)
- Верно, это первый наш урок по этой теме. Задача урока - понять, как определять спряжение глагола, если окончание безударное.
5. Постановка учебной задачи.
- Почему возникли затруднения? (мы не знаем, какую букву написать в безударном окончании глаголов);
- Чего мы ещё не знаем? (Мы не знаем, как определить спряжение глагола, если окончание безударное)
- Какая задача стоит перед нами сегодня на уроке? (Задача урока - понять, как определять спряжение глагола, если окончание безударное)
6. Решение проблемы.
- Где мы сможем узнать, как определить спряжение глаголов, если окончание безударное? (ответы учеников, в учебнике – один из вариантов ответов);
- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное, мы узнаем из правила с.81;
7. Работа с правилом.
- Прочтите правило;
- Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте. Используя правило, ответьте на вопросы (вопросы записаны на карточке).
(дальнейшее проговаривание вслух)
1. Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопределённую форму? 2. На что указывает суффикс –и-? 3. Какие глаголы относятся к I спряжению? |
Составление алгоритма определения спряжения (схема) две пары.
Одна - I спряжение, вторая – II спряжение.
8. Первичное закрепление.
- Обратимся к глаголам, которые записывали, определим спряжение. Что поможет нам это сделать? (Правило, с которым сейчас знакомились.
Ученики определяют спряжение у глаголов, доказывают выбор спряжения: сочинять - I, желтеть -I, считать -I, решать -I).
- Для чего так важно уметь определять спряжение глаголов? (чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов).
- Как вы считаете, это правило поможет нам определить , какую букву нужно написать?
- Используя правило, определим спряжение у глаголов в загадке, которую принесла первоклассница.
(Работа с сигнальными карточками) Комментирование. (Определение спряжения, и безударной гласной буквы).
- Задайте вопросы, на который я отвечу «да» или «нет». И вы узнаете, какой грамматический признак глагола (не поддержишь) я загадала.
(Это глагол II спр.; 2л, ед.ч.; отв. на вопрос : Что сделаешь?, …)
9. Физминутка (комплекс упражнений для уроков с элементами письма)
10. Самостоятельная работа.
11. Работа с учебником С.81, упр.254.
- Проговаривая новое правило про себя, выполним I вариант 1-3слова, II вариант 3-6 слова.
(взаимопроверка). Поставьте на полях ! – нет ошибок, ?- допущены ошибки.
- Если ваш сосед допустил ошибки. Расскажите товарищу, как избежать ошибки?
12. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа с нэтбуками. Задании №9 , Контроль проверка компьютерная.
13. Рефлексия деятельности.
- теперь я знаю___
- теперь я смогу сам____
- мне это пригодится_____
Вы хотите узнать, справились ли с задачей, которую ставили в начале урока?
(работа с перфокартами) I спр.II спр. Спорит, болеет, дружим, приходит, лежит, заботимся, слушаете, встретим. (самопроверка по эталону)
14. Д/з.
С.81, правило,
- «5» - с.107, упр.2, +продумать схематическую запись правила.
- «4» - с.107, упр.2.
- «3» - с.107, упр.1.
Рабочая тетрадь учеников
Шестнадцатое марта. | поля |
Классная работа. |
Контрольно-оценочная |
Сочинение - сочинять (I) |
|
Жёлтый – желтеть(I) |
+ или-(самопроверка) |
Счёт – считать (I) |
|
Решение – решать (I) |
|
Дерево ценят(II) по плодам, а человека - по делам. |
?(проблемный вопрос) |
Строят – строить (II) |
**** (крит.оцен). |
Владеет – владеть (I) |
! или ? |
Летаете – летать (I) |
взаимопрверка) |
I * * |
|
II * * * * * * |
5, 4, 3. |
|
|