1 этап.
Во время прогулок на участке детского сада мы (педагоги) наблюдали каждый день различные травмоопасные ситуации для детей во время самостоятельных и специально организованных подвижных игр, что сподвигало нас сопровождать игровую деятельность воспитанников систематическими беседами-рассуждениями на эту тему. Для того чтобы дети осознанно подошли к решению этой проблемы, мы придумали реализовать с ними творческую проектную деятельность. Так как приближались Новогодние праздники, и многие дошкольники со своими семьями собирались проводить их на природе, занимаясь активным спортом или просто гуляя, то мы решили, что о правилах безопасности для людей и для природы (деревьев, кустарников, животных, птиц) необходимо напомнить и родителям. Лучше всего это смогут сделать их дети, поэтому наш творческий проект мы назвали “Лесной спорт”.
2 этап.
На одной из ООД по познавательному развитию мы обсуждали виды зимнего спорта и пришли к выводу, что у каждого из них есть правила техники безопасности, предотвращающие травмы во время занятий ими. Сравнивая виды зимнего спорта с жизнью в детском саду, мы нашли общее: правила безопасного поведения, которые мы регулярно вспоминаем из-за травмоопасных ситуаций во время физической деятельности детей. Далее мы обратили внимание на то, что зимой большинство семей детей нашей группы проводят много времени на свежем воздухе, занимаясь спортом или просто гуляя в ледяных городках, отдыхая на природе, где также надо помнить о правилах безопасного поведения как для людей, так и для природы. По этим причинам мы с детьми решили придумать “волшебный” зимний лесной спорт безопасный не только для людей, но и для природы.
3 этап.
В начале мы обсудили, кого мы можем встретить, оказавшись зимой в лесу, и чем можно там вообще заниматься. Оказалось, что повстречаться с нами спешат Дед Мороз со Снегурочкой на своих волшебных санях, запряжённых оленями, а также птицы, зайцы, лисы, волки, белки. И этой дружной компанией мы можем лепить фигуры из снега, играть в снежки, подгребать снег под деревья, утепляя их на зиму, помогать животным делать норы и создавать отпечатки на снегу. Затем дошкольники начали высказывать свои идеи волшебного лесного безопасного спорта. Настя предложила командам, соревнующимся между собой по быстроте, искать любое дерево и лепить около него снежную фигуру. Доминика немного изменила идею Насти, предложив искать загаданное дерево и лепить около него снежное дерево. Кристина с Кирой посовещавшись, сказали, что игрокам в командах нужно помочь животным сделать норки около деревьев и утеплить их веточками и листиками. Миша предложил бросать снежки в цели на деревьях, выбирая самого меткого. Двое Ильюшек высказались за подбрасывание снежков в высоту, при этом метками будут веточки деревьев. Серёжа с Ариадной решили, как и Миша, проверить меткость ребят, забрасывая кольца на ветки деревьев. Максим предложил не самим забрасывать кольца, а с помощью птичек, которые их держат в клювах. А Илья Костарев решил помочь деревьям, рассказав о том, что можно, поделившись на команды, соревноваться по быстроте, подгребая снег под деревья.
4 этап.
На этом этапе ребята зарисовывали свои идеи, и мы обсуждали, что же нужно для их реализации. Так Насте, Доминике, Мише и трём Ильюшкам понадобятся только деревья и снег, чего в лесу предостаточно, а Кристине с Кирой - ещё и животные, для которых будут делать норки. Серёже с Ариадной кроме деревьев со снегом нужны будут кольца, а Максим позовёт ещё и птичек-помощниц.
5 этап.
После этого воспитанники демонстрировали свои рисунки сверстникам, рассказывая о своих идеях. В ходе обсуждения мы выяснили, что заниматься всеми видами придуманного спорта нужно в зимнее время можно в лесу, где много деревьев, а можно в роще или бору, где также много деревьев. Если говорить о безопасности для человека и природы, то у Насти и Доминики во время занятий спортом никто не пострадает, у Кристины с Кирой и Ильи Костарева - животным и деревьям ещё и будет оказана помощь. Рассматривая идеи Миши, напарников Ильюшек и Серёжи с Ариадной ребята задались вопросом безопасности растений и решили, что во время этих соревнований нужно использовать не слишком крепкие снежки и мягкие колечки, дабы не поранить деревья. Идея Максима на первый взгляд показалась безопасной, но один из детей поднял вопрос о весе кольца, ведь если оно будет слишком тяжёлым, то птичка может надорваться, или веточка обломиться, или на ногу может упасть. Таким образом, были предотвращены все опасности. Далее наступил момент голосования, которое прошло в два этапа. На первом этапе идеи Кристины с Кирой и Серёжи с Ариадной набрали равное количество очков, поэтому на втором этапе борьба разворачивалась между ними. Победила идея Киры с Кристиной.
6 этап.
Подведя итоги голосования, в родительском уголке приёмной нашей группы мы проинформировали родителей о том, что дети реализуют творческую проектную деятельность “Лесной спорт”.
7 этап.
На данном этапе дошкольники по желанию объединились в группы. Одна группа детей лепила из пластилина членов команды и животных: зайца и лису,- для которых будут делать норки. Другая - делала норки, соразмерные хозяевам, из проволоки и ваты. Третья - выстраивала композицию макета и “засыпала” его снегом-ватой. Помощь родителей заключалась в том, что на протяжении данного этапа они обеспечили нас всем необходимым: пластилином, мягким пластиком - основой макета, зубочистками, ватой, проволокой.
8 этап.
Когда макет был готов, мы, педагоги, продумывали, как осуществить презентацию данного проекта. Решили, что это нужно сделать перед родителями детей нашей группы и перед детьми старшей и подготовительной групп детского сада. Что в первом, что во втором случае воспитанникам нашей группы придётся взять на себя роли экскурсоводов, не только рассказывающих о цели, этапах реализации и сути данной проектной деятельности, но и отвечающих на вопросы зрителей, и задающих им свои вопросы о безопасном времяпрепровождении на природе в зимнее время.
Кроме того, дошкольники старших и подготовительных групп могут играть в дидактические игры по материалам нашей проектной деятельности. Например, в дидактическую игру по речевому развитию “Расскажи идею”, направленную на развитие связной речи, а именно, умение грамотно выстраивать предложения и рассказ-описание, опираясь на предложенные рисунки или макет. Или в дидактическую игру по познавательному развитию “Как преодолеть опасность…”, направленную на развитие умения видеть опасности в повседневной жизни и предлагать способы их преодоления. Особенность этой игры заключается в том, что начинать её мы будем с одного из наших рисунков или макета, а затем будем обращаться к повседневной жизни. Также воспитанники могут играть в сюжетно-ролевые игры: “Я с семьёй (друзьями) на отдыхе (соревнованиях, в гостях) в лесу (в роще, бору)”. Кроме того, во время прогулки дошкольники могут играть в подвижные игры, иллюстрирующие идеи нашей проектной деятельности. Например, “Кто быстрее сделает норку”, “Самый меткий”, “Кто выше?”.
9 этап.
На данном этапе осуществлялась презентация продукта творческой проектной деятельности.
(Иллюстрация творческой проектной деятельности – презентация.)