Урок окружающего мира по теме "Мы заняты разным делом". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Название УМК: “Система Занкова”.

Предмет: “Окружающий мир”.

Класс: 1

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок по теме “Мы заняты разным делом” и четвертая тема в разделе “Современное человечество”, но эта тема изучалась в первой части учебника “Окружающий мир”. Учащиеся знакомятся с разными профессиями, узнают какое значение имеют они в обществе, какими знаниями они должны владеть. Кем бы хотели стать первоклассники.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся

Цель урока: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о профессиях;
  • формировать познавательный интерес к профессиям родителей;
  • формировать умение работать в паре.

Планируемые результаты:

- личностные:

  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

- регулятивные:

  • учить понимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать сложившуюся ситуацию.

- коммуникативные:

  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся и навыков сотрудничества;
  • учить осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир”1 класс, Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
  • Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 1 класс, Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
  • Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе PowerPoint.
  • Интерактивная доска.
  • Задания для работы в паре.

Ход урока

I этап: Организационный

b>Организационный момент.

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!

2 этап: Постановка целей и темы урока.

- Начнем мы наш урок с разминки. Я буду загадывать загадки, а вы отвечайте. (Приложение 1)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о профессиях)

- Кто объяснит значение слова “ПРОФЕССИЯ”? (основной род занятий, трудовая деятельность)

- Поэтому тема нашего урока... Откройте учебник на стр. 36-37. (Мы заняты разным делом).

- Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий. Ребята, какие вопросы по данной теме вас интересуют? (Ответы учащихся).

- Тогда давайте попытаемся ответить на вопрос: какая профессия самая важная?

3 этап: Учебно-познавательная деятельность.

- Сейчас ребята прочтут стихотворение итальянского писателя Д. Родари “Чем пахнут ремесла”. (Приложение 2).

- Как вы понимаете значение слова “ремесло”? (Профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.)

Что узнали из этого стихотворения? (У каждого дела есть свой запах.)

- Чем пахнет в булочной? Почему?

- Почему куртка шофёра пахнет бензином?

- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?

- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?

(Занят каким-либо делом.)

- О каких профессиях шла речь в стихотворении? (Пекарь, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, крестьянин, рыбак.)

- Посмотрите на стр. учебника. Какие профессии изображены на картинках? Какие профессии повторились? Почему? Какие профессии появились недавно? Чем важна профессия рыбака? Можно ли обойтись без труда счет

- Какая профессия зашифрована в ребусе? (Космонавт.)

- Что отмечали в апреле этого года, связанное с космонавтикой? (55 лет полету Ю.А. Гагарина.)

Физминутка

Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.

- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.

Учитель.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

- Как вы думаете, сколько профессий существует? (Более 25 тысяч.)

- Профессию можно узнать по месту работы. Откройте рабочую тетрадь на стр. 37 № 56. Соедините линией название профессии и место работы. (Проверка осуществляется на интерактивной доске.)

-Для того, чтобы людям разных профессий хорошо выполнять работу, им необходимы предметы-помощники, инструменты или орудия труда.

Проводится игра “Угадай профессию по инструментам, орудиям труда”. (Приложение 3).

- Посмотрите и подумайте, людям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? (Врачу, доктору; художнику; портнихе, швее.)

Отгадав профессию, дети на интерактивной доске нажимают на цветной элемент с вопросом, он растворяется, открывая рисунок.

После того, как дети называют профессию, учитель обязательно спрашивает: “Можем ли мы обойтись без труда врача (художника, портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?”

***Динамическая пауза***

Выполнение имитационных физических упражнений под чтение учителем стихов о профессиях.

Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело, совершая перелёт.
Плывёт моряк на корабле, он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной, ведь море - дом его родной.
Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом - рыбака работа в этом.
Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант, золотые руки!
В микроскоп учёный смотрит, видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки - весь в работе, весь в науке.

Игра “Отгадай профессию по действию”

- Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу. На интерактивной доске дети нажимают на слово, оно подъезжает к рисунку, а лишние слова вылетают за край экрана. (Приложение 4.)

(Учит – учитель, строит – строитель, убирает – уборщица, продаёт - продавец.)

- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Дети отвечают, а учитель направляет рассуждения с помощью дополнительного вопроса “Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?” и т.д.

- Ребята прочтут стихотворение “Всё для всех”. 

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная? (Все профессии важны!)

- Что должен делать человек, чтобы овладеть нужной профессией?

4 этап: Интеллектуально–преобразовательная деятельность

- На уроке мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А еще человек должен развить определенные качества, которые необходимы людям этих профессий.

- Посмотрите на картинки на интерактивной доске. Какие профессии изображены? (Учитель, лесник, водитель актер.) Какими качествами должны владеть люди данных профессий? (Отгадав качество, дети на интерактивной доске нажимают на цветной элемент, он растворяется, открывая ответ.)

- Катя изучила профессию своей мамы и расскажет о ней. (Сообщение ученицы по плану листа-задания “Профессия”). (Приложение 5)

- Кем хотите стать вы, дети, поскорее нам ответьте? (Ответы учащихся.)

- Ребята прочтут стихотворение “Кем хотите стать вы, дети?” 

- Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.

- Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.

— Я хочу врачом стать классным. 
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его – болезней нету!

— В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!

— Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!

— Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.

— Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

- А каким делом вы сейчас занимаетесь? (Мы - ученики!)

Работа в паре

- На каждой парте лежат несколько листочков с определенными качествами. Вам необходимо из предложенных качеств выбрать одно наиболее значимое для вас двоих. (После выполнения работы, учащиеся прикрепляют выбранное качество на доску к картинке с изображением ученика.)

5 этап: Итог урока.

- Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного?

- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная? (Все профессии важны!)

- Представители различных профессий занимаются разными делами:

  • умственным трудом - учёные, политики, бухгалтеры; программисты – изучают новое, открывают ранее неизвестное;
  • физическим трудом – водители, пекари, строители, фермеры – водят машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают с другими людьми – врачи, учителя, продавцы. Есть люди таких профессий, которые всегда приходят другим на помощь – милиционеры, пожарные и спасатели.

Военные защищают нашу Родину, а спортсмены – спортивную честь нашей страны. Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!

6 этап: Домашнее задание.

Дома вы будите учеными. Изучите профессии родителей и заполните лист-задание, который будет вложен в ваше портфолио.

Учебные и методические пособия

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров” , 2012. – 125с.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для младших школьников “Окружающий мир 1 класс” - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2015. - 32 с.