Урок по основам светской этики на тему "Честность и искренность". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Формирование представления о понятиях: честность, искренность, честь; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Планируемые результаты

Предметные:  формирование нравственных понятий и ценностей -  честность, искренность, доброта, честь, репутация. 

Метапредметные: формирование умения работать с текстом, строить речевое высказывание, анализировать поступки и давать им оценку, работать в группе.   

Личностные: становление внутренней позиции личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, эмоциональной отзывчивости.

Ресурсы урока

  1. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс /авт. сост. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово», 2015 г.
  2. Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Автор: М. Т. Студеникин. « Русское слово», 2016 г.
  3. С. Ожегов Толковый словарь русского языка.
  4. Школьный толковый словарь.
  5. Бланк «Проверь себя»
  6. Карточки с ситуациями для обсуждения в группе.
  7. Презентация.
  8. Интернет

Ход урока

Деятельности учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Повторение изученных понятий.
Работа по листу «Проверь себя»
<Приложение 1>
Работа в паре. Установление соответствия между понятием и его определением.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нравственных ценностях, о качествах личности. Прежде чем продолжить работу, вы повторите определения тех понятий, которые уже изучены. Самопроверка <Презентация. Слайд 1.>
Самооценка по предложенной в конце теста таблице.

Мотивация к учебной деятельности.

- Какова цель изучения этих понятий?
- Зачем знать нормы морали, поведения, нравственные ценности?

 

Устные ответы на вопросы:

- понимать разницу между добром и злом, уметь оценить свой поступок с точки зрения морали, уметь делать правильный нравственный выбор, работать над собой,  над формированием положительных качеств своей личности.

Постановка целей и задач

- Сегодня мы поработаем с ещё одним качеством человека, без которого не может быть ни добра, ни дружбы. Послушайте притчу и определите тему нашего урока.

Чтение Притчи о честности. <Приложение 2>

 
- О каком качестве человека идёт речь в притче? Определяют тему урока.

- Какие вопросы мы можем обсудить и получить на них ответ?

- Что такое честность?
- Легко ли быть честным?
- Зачем быть честным?
- Всегда ли надо быть честным?

Организация познавательной деятельности

1. Работа над определением понятия «честность».

- Сначала дадим определение понятию «честность». К каким источникам можно обратиться?

2. Сравнительный анализ словарных статей, обобщение, вывод

 

- Словари, учебник, Интернет.

Работают по группам:

1 группа - со словарём С. Ожегова,

2 группа – со Школьным толковым словарём,

3 группа – поиск в сети Интернет, 4 группа – с учебником, с.61

- Прочтите определение, данное в учебнике.

- Прочтите определения, данные в Толковом словаре С. Ожегова и в Школьном толковом словаре. Проверка <Слайд 3>

Зачитывают найденные определения.

- Давайте проанализируем все определения и обобщим: с помощью каких понятий объясняется понятие «честность».

- Честность – это…

(Постепенное появление понятий на доске <Слайд 4>)

Анализируют определение понятия, которое дано в учебнике с. 61, в Толковом словаре С.Ожегова, в Школьном толковом словаре;
ищут и перечисляют общие понятия, с помощью которых объясняется понятие «честность».

3. – От какого слова образовано понятие «честность», подберите родственные слова. <Слайд 5>

- Что такое честь? <Слайд 6>

4. Работа по знакомству с историей формирования правил честности,  над значениями выражений, связанных с этим понятием.

Подбирают родственные слова.
- У многих народов ещё в древности складывались правила честности. Знакомы ли вам выражения «вывести на чистую воду», «честная смерть», «честно исполнить свой долг», «дать честное слово»? Каково их значение? Высказывают предположения о значении выражений.
- Прочитайте текст на с.61-62, проверьте свои предположения. Читают самостоятельно текст на с. 61 – 62  с пометками:
«+» - узнал новое,
«v» - знал раньше,
«?» - требуется объяснение.

- Что вы уже знали? Что узнали нового? Есть ли у вас вопросы по прочитанному отрывку?
- Почему купцы держали слово? С каким ещё понятием связано понятие «честь»? (репутация)

Обобщение изученного материала <Слайд 7>

Обсуждают прочитанный текст, объясняют значение выражений, отвечают на вопросы, задают свои.

II. Обсуждение вопросов:

- Легко ли быть честным?
- Когда легко быть честным?
- Когда сложно быть честным?
- Что значит быть честным перед самим собой?

Высказывают своё мнение:  легко говорить правду про других, сложно про себя.

Участвуют в обсуждении фрагмента текста на с. 62  по данному вопросу.

III. Обсуждение вопросов

- Почему надо быть честным?

- Каковы последствия честных и нечестных поступков?

Приведите примеры из собственной жизни или из художественной литературы. 

Приводят примеры последствий честных и нечестных поступков.

Доказывают своё мнение примерами из художественной литературы.

- Какова нравственная ценность честности? Работают с обобщающей таблицей учебника на с. 63.

IV. Обсуждение вопроса

- Всегда ли надо быть честным?

Анализ ситуаций <Приложение 3>

Работа в группах. Обсуждение предложенных  ситуаций с точки зрения честности. Выступление каждой группы. Обсуждение различных точек зрения.

Рефлексия

- Что значит быть честным человеком?
- Для чего надо быть честным?
- Что для вас явилось самым важным на уроке, что вы для себя приняли?