Тип урока: Открытие нового знания |
|
Цель урока: Формирование представления о понятиях: честность, искренность, честь; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. |
|
Планируемые результаты |
|
Предметные: формирование нравственных понятий и ценностей - честность, искренность, доброта, честь, репутация. |
|
Ресурсы урока
|
|
Ход урока |
|
Деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний |
|
Повторение изученных понятий. Работа по листу «Проверь себя» <Приложение 1> |
Работа в паре. Установление соответствия между понятием и его определением. |
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нравственных ценностях, о качествах личности. Прежде чем продолжить работу, вы повторите определения тех понятий, которые уже изучены. | Самопроверка <Презентация. Слайд 1.> Самооценка по предложенной в конце теста таблице. |
Мотивация к учебной деятельности. - Какова цель изучения этих понятий?
|
Устные ответы на вопросы: - понимать разницу между добром и злом, уметь оценить свой поступок с точки зрения морали, уметь делать правильный нравственный выбор, работать над собой, над формированием положительных качеств своей личности. |
Постановка целей и задач |
|
- Сегодня мы поработаем с ещё одним качеством человека, без которого не может быть ни добра, ни дружбы. Послушайте притчу и определите тему нашего урока. Чтение Притчи о честности. <Приложение 2> |
|
- О каком качестве человека идёт речь в притче? | Определяют тему урока. |
- Какие вопросы мы можем обсудить и получить на них ответ? |
- Что такое честность? |
Организация познавательной деятельности |
|
1. Работа над определением понятия «честность». - Сначала дадим определение понятию «честность». К каким источникам можно обратиться? 2. Сравнительный анализ словарных статей, обобщение, вывод |
- Словари, учебник, Интернет. Работают по группам: 1 группа - со словарём С. Ожегова, 2 группа – со Школьным толковым словарём, 3 группа – поиск в сети Интернет, 4 группа – с учебником, с.61 |
- Прочтите определение, данное в учебнике. - Прочтите определения, данные в Толковом словаре С. Ожегова и в Школьном толковом словаре. Проверка <Слайд 3> |
Зачитывают найденные определения. |
- Давайте проанализируем все определения и обобщим: с помощью каких понятий объясняется понятие «честность». - Честность – это… (Постепенное появление понятий на доске <Слайд 4>) |
Анализируют определение понятия, которое дано в учебнике с. 61, в Толковом словаре С.Ожегова, в Школьном толковом словаре; ищут и перечисляют общие понятия, с помощью которых объясняется понятие «честность». |
3. – От какого слова образовано понятие «честность», подберите родственные слова. <Слайд 5> - Что такое честь? <Слайд 6> 4. Работа по знакомству с историей формирования правил честности, над значениями выражений, связанных с этим понятием. |
Подбирают родственные слова. |
- У многих народов ещё в древности складывались правила честности. Знакомы ли вам выражения «вывести на чистую воду», «честная смерть», «честно исполнить свой долг», «дать честное слово»? Каково их значение? | Высказывают предположения о значении выражений. |
- Прочитайте текст на с.61-62, проверьте свои предположения. | Читают самостоятельно текст на с. 61 – 62 с пометками: «+» - узнал новое, «v» - знал раньше, «?» - требуется объяснение. |
- Что вы уже знали? Что узнали нового? Есть ли у вас вопросы по прочитанному отрывку? Обобщение изученного материала <Слайд 7> |
Обсуждают прочитанный текст, объясняют значение выражений, отвечают на вопросы, задают свои. |
II. Обсуждение вопросов: - Легко ли быть честным? |
Высказывают своё мнение: легко говорить правду про других, сложно про себя. Участвуют в обсуждении фрагмента текста на с. 62 по данному вопросу. |
III. Обсуждение вопросов - Почему надо быть честным? - Каковы последствия честных и нечестных поступков? Приведите примеры из собственной жизни или из художественной литературы. |
Приводят примеры последствий честных и нечестных поступков. Доказывают своё мнение примерами из художественной литературы. |
- Какова нравственная ценность честности? | Работают с обобщающей таблицей учебника на с. 63. |
IV. Обсуждение вопроса - Всегда ли надо быть честным? Анализ ситуаций <Приложение 3> |
Работа в группах. Обсуждение предложенных ситуаций с точки зрения честности. Выступление каждой группы. Обсуждение различных точек зрения. |
Рефлексия |
|
- Что значит быть честным человеком? |
|
Урок по основам светской этики на тему "Честность и искренность". 4-й класс
- Круглякова Анна Валентиновна, учитель
Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ
Класс: 4