Урок биологии на тему "Животные, их строение, многообразие, роль в природе". Путешествие в Зооландию. 5-й класс

Разделы: Биология, Экология

Класс: 5


У животных много своей,
непонятной людям мудрости.

А. И. Куприн

Тип урока: урок изучения нового материала в 5 классе.

Планируемые результаты

Предметные;

  • распознавать и характеризовать одноклеточных и многоклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных на иллюстрациях;
  • сравнивать строение животных;
  • объяснять роль животных в природе и жизни человека;

Метапредметные:

  • развитие умений сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, искать информацию в различных источниках.

Личностные:

  • развитие общего кругозора и экологической культуры учащихся на основе признания ценности жизни каждого животного;
  • пони мание необходимости ответственного, бережного отношения к животным.

Ход урока

1. Мотивационно-целевой блок

В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства. 

?  О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?

-- Растениях. Бактериях

?  Какие еще есть царства живой природы?

-- Грибы. Животные.

? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.

Загадки:

– То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак.
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).

– Приготовилась к зиме,
Домик сделала в дупле,
Шубку пухом подновила
И грибочков насушила.
Прыгает. Мелькает стрелкой.
А зовётся просто … (белка).

– Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).

- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.

– О чём пойдет речь на уроке?

Оглашается тема урока рабочая (записывается в тетрадях) и неформальная: «Путешествие в Зооландию».

- Зооландия – страна. В каждой стране есть правитель. Кто правит животными? С помощью учебника формируется понятие фауна. Фауна – покровительница животных. Фауна – совокупность всех животных (1,5 млн. видов).

- Работа с эпиграфом. Как вы понимаете слова известного русского писателя Александра Куприна? (Этот прием позволяет подвести учащихся к выводу о разных приспособлениях животных).

? Спрогнозируйте, что мы должны узнать о животных

-- Их особенности, классификацию, значение

Деятельностный блок: изучение нового материала, осознание и осмысление

- Животные обладают и общими чертами, именно поэтому они объединены в одно царство.

- Выберите признаки животных, (Приложение 1 разрезать на карточки) каждый учащийся индивидуально

Признаки животных:

– питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

– образ жизни активный; быстро передвигаются

– для ориентации в пространстве развиты органы чувств

- Работая в паре, Разделите предложенные иллюстрации животных (Приложение 2 разрезать на карточки)  на две группы, не указывая сразу принцип классификации.

Работа со схемой:

Животные

Одноклеточные (Простейшие)

Многоклеточные

Укажите принцип классификации.

– Чем амёба отличается от бактерии?

– Кто сложнее амёба или инфузория?

– Как связаны школьный мел и простейшие?

– Приведите примеры простейших с раковиной.

– Какую роль играют простейшие, живущие в организмах животных и человека?

- Распределите многоклеточных животных на две группы.

– Что лежит в основе классификации животных на позвоночных и беспозвоночных?

– Приведите примеры позвоночных и беспозвоночных животных.

– Какая группа животных самая многочисленная?

Дополните схему:

Животные

Одноклеточные (Простейшие)
(амёба, инфузория, радиолярия и др.)

Многоклеточные

Беспозвоночные
(черви, членистоногие, моллюски и др.)

Позвоночные (Хордовые)
(рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

Групповая работа по рядам. За ограниченный период времени (3 мин.) необходимо написать как можно больше значений работая в группе по 4 человека.

  • 1 ряд «Польза животных в природе».
  • 2 ряд  «Польза животных в жизни человека».
  • 3 ряд  «Вред животных  в природе и для человека». 

Проверить по учебнику, что забыли написать, озвучить результаты работы в группах.

Важно подвести учащихся к выводу о том, что в природе нет ничего вредного, в том числе и вредных животных! Почему нельзя полностью уничтожить вредных насекомых?

Факт-доказательство.

Удивительно, но после полного избавления от паразитов у человека резко повышается восприимчивость к простудным заболеваниям, обостряется аллергия.

3. Рефлексивно-оценочный блок

- Напишите отзыв о животных в виде синквейна:

Животные - это....(1-2 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)

2 прилагательных (ОПИСАНИЕ ЖИВОТНЫХ)

3 глагола (ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ)

Ассоциация (СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЖИВОТНЫХ)

Наша обзорная экскурсия в страну Зооландию закончена.

Путешествуя по ней мы работали, узнавая новое, индивидуально с учителем, в парах и в группе.

Подумайте и закончите фразы

  • Мне было легче изучать материал... (индивидуально с учителем, в парах и в группе).
  • У меня возник вопрос... (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС, ЧТО ВАМ НЕПОНЯТНО ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ)

Варианты домашнего задания

- §12 (учебник «Биология» И.Н.Пономаревой, ответить на вопросы после параграфа)

- Выписать значение животных

- Написать эссе «Моё любимое животное».

При изучении животных можно использовать.

  1. masik.tv (короткие мультфильмы и видеофрагменты о животных для детей)
  2. BBC: Рассказы о животных (сериал)