У животных много своей,
непонятной людям мудрости.
А. И. Куприн
Тип урока: урок изучения нового материала в 5 классе.
Планируемые результаты
Предметные;
- распознавать и характеризовать одноклеточных и многоклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных на иллюстрациях;
- сравнивать строение животных;
- объяснять роль животных в природе и жизни человека;
Метапредметные:
- развитие умений сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, искать информацию в различных источниках.
Личностные:
- развитие общего кругозора и экологической культуры учащихся на основе признания ценности жизни каждого животного;
- пони мание необходимости ответственного, бережного отношения к животным.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой блок
В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства.
? О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?
-- Растениях. Бактериях
? Какие еще есть царства живой природы?
-- Грибы. Животные.
? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.
Загадки:
– То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак.
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).– Приготовилась к зиме,
Домик сделала в дупле,
Шубку пухом подновила
И грибочков насушила.
Прыгает. Мелькает стрелкой.
А зовётся просто … (белка).– Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.
– О чём пойдет речь на уроке?
Оглашается тема урока рабочая (записывается в тетрадях) и неформальная: «Путешествие в Зооландию».
- Зооландия – страна. В каждой стране есть правитель. Кто правит животными? С помощью учебника формируется понятие фауна. Фауна – покровительница животных. Фауна – совокупность всех животных (1,5 млн. видов).
- Работа с эпиграфом. Как вы понимаете слова известного русского писателя Александра Куприна? (Этот прием позволяет подвести учащихся к выводу о разных приспособлениях животных).
? Спрогнозируйте, что мы должны узнать о животных
-- Их особенности, классификацию, значение
Деятельностный блок: изучение нового материала, осознание и осмысление
- Животные обладают и общими чертами, именно поэтому они объединены в одно царство.
- Выберите признаки животных, (Приложение 1 разрезать на карточки) каждый учащийся индивидуально
Признаки животных:
– питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;
– образ жизни активный; быстро передвигаются
– для ориентации в пространстве развиты органы чувств
- Работая в паре, Разделите предложенные иллюстрации животных (Приложение 2 разрезать на карточки) на две группы, не указывая сразу принцип классификации.
Работа со схемой:
Животные |
|
Одноклеточные (Простейшие) |
Многоклеточные |
Укажите принцип классификации.
– Чем амёба отличается от бактерии?
– Кто сложнее амёба или инфузория?
– Как связаны школьный мел и простейшие?
– Приведите примеры простейших с раковиной.
– Какую роль играют простейшие, живущие в организмах животных и человека?
- Распределите многоклеточных животных на две группы.
– Что лежит в основе классификации животных на позвоночных и беспозвоночных?
– Приведите примеры позвоночных и беспозвоночных животных.
– Какая группа животных самая многочисленная?
Дополните схему:
Животные |
||
Одноклеточные (Простейшие) |
Многоклеточные |
|
Беспозвоночные |
Позвоночные
(Хордовые) |
Групповая работа по рядам. За ограниченный период времени (3 мин.) необходимо написать как можно больше значений работая в группе по 4 человека.
- 1 ряд «Польза животных в природе».
- 2 ряд «Польза животных в жизни человека».
- 3 ряд «Вред животных в природе и для человека».
Проверить по учебнику, что забыли написать, озвучить результаты работы в группах.
Важно подвести учащихся к выводу о том, что в природе нет ничего вредного, в том числе и вредных животных! Почему нельзя полностью уничтожить вредных насекомых?
Факт-доказательство.
Удивительно, но после полного избавления от паразитов у человека резко повышается восприимчивость к простудным заболеваниям, обостряется аллергия.
3. Рефлексивно-оценочный блок
- Напишите отзыв о животных в виде синквейна:
Животные - это....(1-2 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)
2 прилагательных (ОПИСАНИЕ ЖИВОТНЫХ)
3 глагола (ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ)
Ассоциация (СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЖИВОТНЫХ)
Наша обзорная экскурсия в страну Зооландию закончена.
Путешествуя по ней мы работали, узнавая новое, индивидуально с учителем, в парах и в группе.
Подумайте и закончите фразы
- Мне было легче изучать материал... (индивидуально с учителем, в парах и в группе).
- У меня возник вопрос... (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС, ЧТО ВАМ НЕПОНЯТНО ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ)
Варианты домашнего задания
- §12 (учебник «Биология» И.Н.Пономаревой, ответить на вопросы после параграфа)
- Выписать значение животных
- Написать эссе «Моё любимое животное».
При изучении животных можно использовать.
- masik.tv (короткие мультфильмы и видеофрагменты о животных для детей)
- BBC: Рассказы о животных (сериал)