Урок химии на тему "Гормоны". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: лекция, с практическими задачами

УМК Габриелян О.С. И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев химия 10 класс (углубленный уровень)

Образовательные задачи:

1. Актуализировать и обобщить знания о гормонах.

2. Познакомить с их классификацией и обозначением. Определить роль гормонов в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины.

3. Познакомить учащихся с гормонами как биологически активными веществами, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. А также с их классификацией.

4. Рассказать краткие исторические сведения о возникновении и развитии гормонотерапии.

5. Осуществить межпредметные связи с биологией и историей. Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний. -развивать интерес к предметам естественнонаучного цикла.

Развивающие задачи:

1. Формирование умения анализировать.

2. Развитие умения делать выводы.

3. Формирование умения выделять причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание патриотического чувства к Родине.

2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и поддержание здорового образа жизни.

3. Воспитание естественнонаучного мировоззрения.

Методы обучения: словесные (лекция с элементами беседы), словесно-наглядно-практический.

Оборудование: листы с изображением желез внутренний секреции, компьютер, презентация, лекарственные препараты на основе гормонов.

Подготовительный этап. Биологически активные вещества изучаются в конце 10 класса, поэтому класс делится равномерно на 4 группы по количеству параграфов, дается план основных вопросов, которые должны быть разобраны, назначается главный в группе, обязательным условием создание на каждый вопрос презентации. Урок изучения нового материала, но новые темы рассказывают сами учащиеся, оценивают они тоже себя сами, учащиеся могут по ходу объяснения задавать вопросы, уточнять, что не поняли, но в рамках данного параграфа. Роль учителя наблюдательная, выставление оценок, но они бывают хорошие, потому что все стараются. В конце урока предлагаются ситуативные задачи, разрешается пользоваться интернетом. Задачи предлагают или сами дети, но они подыгрывают друг другу, поэтому лучше их выдает учитель. Ребята “учителя” оценивают ответы одноклассников, также и вопросы, которые им задают. Получают оценки почти все.

Ход урока

1. Приветствие учителя.

2. Видео оркестра [1].

3. Ведущий “учитель” рассказывает, о чем сегодня узнают ученики. Раздает Приложение 1 (план урока), Приложение 2 (оценка “учителей” по вопросам).

Ведущий “учитель”. Главная особенность гормонов – способность производить мощное воздействие в ничтожно малых концентрациях. Общий вес желез внутренней секреции не превышает 100 г, а количество выделяемых ими гормонов измеряется десятитысячными долями миллиграмма, но эффект они оказывают колоссальный! Поскольку гормональная продукция напрямую зависит от состояния нервной системы, которая у нас с вами страдает от последствий психологического и социального стресса, во всем мире наблюдается рост эндокринных заболеваний. Заработать гормональный сбой – это не палец порезать! В какой бы железе не появились неполадки, из-за вызванных ими нарушений обмена веществ страдает весь организм. Проблемы возникают не только с самочувствием, но и с внешним видом. Поэтому мы сегодня говорим о гормонах!

а) Рассказ о биологическом значении гомонов. На столах <Рисунок1>.

Рис. 1

б) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

в) Что такое гормоны, история их открытия.

г) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

д) Действие гормонов в организме, на что влияют.

е) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

ж) Номенклатура и классификация.

з) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

к) Основные гормоны человека.

л) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

м) Избыток и недостаток гормонов.

н) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

о) Заболевания, связанные с гормонами.

п) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

4. А теперь проверим как вы усвоили материал, предлагаем вам ситуативные задачи, можете пользоваться сотовыми телефонами, время на решение 4 мин. (Приложение 4, Приложение 5)

Задача №1 [2]

И.С. Тургенев “Живые мощи” “Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая: ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.

1. Признаки какого заболевания описаны в этом произведении?

2. С каким гормоном связано это заболевание?

3. Какими причинами вызвана эта болезнь?

4. Как часто встречается это заболевание?

Задача №2 [3]

Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

1. Назовите данную болезнь?

2. Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

3. Как возникает это заболевание?

4. Кто подвержен этому заболеванию?

Задача №3

Пациент 17 лет жалуется, что в определенное время, например, перед экзаменом у него дрожат руки, диарея, зуд на теле, тахикардия, он не может понять, что это и что ему делать?

1. Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

2. В какой эндокринной железе он вырабатывается?

3. Почему его называют гормоном активных действий?

4. Как избавиться от избыточности данного гормона?

Итог урока: рефлексия.

Напишите в 15 словах, что нового вы узнали на уроке, что понравилось, что нет!

Список литературы

1. https://www.youtube.com/watch?v=t_zqUM19lbc

2. http://brmtit.ru/sites/default/files/doc/ped_SOUZ_zhurnal/prof/kazaryan_kapustina.pdf

3. http://chbmk.su/Files/konkurs/files/endokrin_system/project/p12aa1.html


Приложение 1

План урока:

1. Биологическое действие гормонов.

2. Что такое гормоны, история их открытия.

3. Действие гормонов в организме, на что влияют.

4. Номенклатура и классификация.

5. Основные гормоны человека.

6. Избыток и недостаток гормонов.

7. Заболевания, связанные с гормонами.


Приложение 2

Группа №

Теория Максимальное количество баллов Выставленный балл Ответы на дополнительные вопросы
Биологическое действие гормонов 5    
Что такое гормоны, история их открытия 5    
Действие гормонов в организме, на что влияют 5    
Номенклатура и классификация 5    
Основные гормоны человека 5    
Избыток и недостаток гормонов 5    
Заболевания, связанные с гормонами 5    
Презентация 5    

Приложение 3

№ группы Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7
№1              
№2              
№3              

Приложение 4

Оценка группе “Ситуативная задача”

Фамилия ученика Оценка, выставленная экспертами “учителями” Оценка, выставленная учителем
     
     
     
     
     

Приложение 5

Задача №1

И.С. Тургенев “Живые мощи” “Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая: ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.

1. Признаки какого заболевания описаны в этом произведении?

2. С каким гормоном связано это заболевание?

3. Какими причинами вызвана эта болезнь?

4. Как часто встречается это заболевание?

Задача №2

Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

1. Назовите данную болезнь?

2. Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

3. Как возникает это заболевание?

4. Кто подвержен этому заболеванию?

Задача №3

Пациент 17 лет жалуется, что в определенное время, например, перед экзаменом у него дрожат руки, диарея, зуд на теле, тахикардия, он не может понять, что это и что ему делать?

1. Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

2. В какой эндокринной железе он вырабатывается?

3. Почему его называют гормоном активных действий?

4. Как избавиться от избыточности данного гормона?


Приложение 6 (ответы на задачи)

Ответы:

Задача 1

1. Болезнь Аддисона (бронзовая болезнь, хроническая недостаточность коры надпочечников).

2. Хроническая недостаточность коры надпочечников, возникающая при их двустороннем поражении, приводящем к уменьшению (или полному прекращению) секреции гормона минералокортикоидов. Болезнь Аддисона возникает при поражении более 90% ткани надпочечников.

3. В 80% случаев причина заболевания – аутоиммунный процесс, за ним по частоте следует туберкулёз. Как синдром хроническая недостаточность коры надпочечников присутствует при множестве наследуемых заболеваний.

4. Статистические данные. В США составляет приблизительно 4–6:100 000. При идиопатической аутоиммунной болезни Аддисона женщины страдают чаще мужчин.

Задача 2.

1. Акромегалия – это заболевание, обусловленное избыточной выработкой гормона роста в течение длительного времени.

2. Клетки гипофиза, вырабатывающие гормон роста, по ряду определенных причин “ускользают” из-под регулирующего влияния гипоталамуса и начинают быстрее размножаться и активнее вырабатывать гормон роста. Продолжительный рост этих клеток приводит к формированию доброкачественной опухоли гипофиза (так называемой “аденомы гипофиза”), которая может в некоторых случаях достигать размеров до нескольких сантиметров, то есть быть больше нормальных размеров гипофиза. Неизмененные клетки гипофиза при этом могут сдавливаться или даже разрушаться.

3. Акромегалией болеют люди любого возраста, хотя наибольшее число пациентов заболевают в возрасте 30–50 лет. Заболевание одинаково часто встречается у мужчин и женщин. В подавляющем большинстве случаев заболевание не передается по наследству.

Задача 3.

1. Выброс в кровь адреналина.

2. Надпочечники – парный орган, железы внутренней секреции и они продуцируют гормоны. Из гормонов надпочечников первым был открыт адреналин. Это произошло в 1901 году. Вырабатывают его клетки мозгового вещества надпочечников.

3. Адреналин еще называют “аварийным гормоном” за его способность “запускать” остановившиеся по какой-либо причине органы и системы человека. Неслучайно именно этот гормон используют в противошоковой медицине при тяжелых травмах, остановках сердца и т.д.

4. Ведение здорового образа жизни является главным фактором. Повышенная физическая активность значительно уменьшает уровень адреналина – плавание, бег, игровые виды спорта, теннис и др. Все методы психологической разгрузки, особенно релаксация, самовнушение, йоготерапия оказывают большую помощь организму. Водные процедуры, такие как теплая ванна, контрастный душ, баня, массаж, как водный, так и различными приборами или массажистом – это также весьма эффективные методы снижения уровня адреналина. Любимое хобби, хорошая музыка, ароматерапия, просмотр интересной телепередачи – также снижают последствия стресса. Много любителей “заесть” стресс, но это опасный путь снижения адреналина, который входит в привычку и может быстро привести к ожирению.