Цель: формирование толерантного отношения у детей к людям разных национальностей, закрепление представлений о России как многонациональной стране.
Задачи:
- актуализировать знания о понятиях «столица», «страна», «символы», познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России;
- воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
- развивать коммуникативные навыки у детей, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе;
- продолжить знакомство с приёмами нетрадиционной техники рисования;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству;
- развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, листы белой бумаги, лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, салфетки для рук.
План занятия:1. Организационный момент
2. Презентация (первая часть)
3. Физминутка «Встаньте дети, встаньте в круг»
4. Презентация (вторая часть)
5. Физкультминутка «Родина»
6. Упражнение «Сложите листок»
7. Групповая поделка «Мы разные, но мы вместе»
8. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация (Приложение 1)
Ребята, перед вами кроссворд (Приложение 1 Слайд 2), давайте его разгадаем и прочитаем ключевое слово (нажимаем на клетку с цифрой «1», в этой ячейке ссылка на вопрос №1)
Вопросы к кроссворду:
1 вопрос: Общность людей, проживающих на одной территории? (народ)
(Приложение 1 Слайд 3)
После того как дети ответили на вопрос, щелчок мышки приводит в появлению в презентации на слайде картинки с ответом на вопрос. После следует нажать на красную стрелку в левом нижнем углу, чтобы вернуться к слайду с кроссвордом. На слайде с кроссвордом нужно обязательно щелкнуть указателем мышки на пустом месте, чтобы появилось слово, которое ребята разгадали. После этого в кроссворде нажимаем на ячейку с цифрой «2», в этой ячейке ссылка на слайд с вопросом №2. Также следует поступать с последующими вопросами. Когда весь кроссворд будет разгадан, на слайде с кроссвордом (Приложение 1 Слайд 2) щелкаем на зеленую стрелку в нижнем правом углу, что позволяет перейти ко второй части презентации.
2 вопрос:
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный ... (флаг)
(Приложение 1 Слайд 4)
Флаг — это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. Значит, если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.
3 вопрос: Основной закон Российской Федерации? (Конституция)
(Приложение 1 Слайд 5)
4 вопрос: Торжественная песня – символ государства? (гимн)
(Приложение 1 Слайд 6)
Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.
Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, тебе приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на олимпиаде или других международных соревнованиях? И наверняка, слыша торжественную музыку и видя, как поднимается на флагштоке бело-сине-красное полотнище, ты испытывал чувство гордости за нашу страну!
Мы любим Родину, потому что в России всё для нас своё, родное, всё нам близко и дорого. И это чувство любви к Отчизне, гордости за её державную мощь прекрасно передали авторы гимна — написавший музыку композитор Александр Васильевич Александров и сочинивший слова поэт Сергей Владимирович Михалков.
Дети стоя исполняют Гимн РФ (Приложение 2)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
5 вопрос:
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было…. (войны)
(Приложение 1 Слайд 7)
6 вопрос: Какой цвет имеет средняя полоса на флаге нашей страны? (синий)
(Приложение 1 Слайд 8)
Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.
Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.
Белый цвет — особый, божественный. За синим небом — белые чертоги Бога, Божье царство. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа — Творца мира, и белый цвет передавал это представление.
Получается, что красный цвет — это земное, синий — небесное, белый — божественное. Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.
Три полосы на нашем флаге оказались не случайно. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас. Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, или, другими словами, о прошлом нашей Родины.
7 вопрос: Как иначе называется флаг? (знамя)
(Приложение 1 Слайд 9)
8 вопрос: Птица, изображенная на Российском гербе? (орёл)
(Приложение 1 Слайд 10)
Герб — эмблема государства, и, конечно же, свой герб есть у России. Вероятно, ты уже знаешь, что он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.
Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши и превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Посмотри, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.
9 вопрос:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
(Приложение 1 Слайд 11)
10 вопрос: Какого цвета щит на гербе Российской Федерации? (красный)
(Приложение 1 Слайд 12)
А теперь вспомни: где вы могли видеть герб России? На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет вашим спутником. Когда вам исполнится четырнадцать лет и вы, как граждане России, получите паспорта, там, на обложке и внутри, есть оттиск — золотой орёл на красном фоне.
11 вопрос: Столица нашей Родины? (Москва)
(Приложение 1 Слайд 13)
12 вопрос:
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост (солдат)
(Приложение 1 Слайд 14)
13 вопрос: Тот, кто управляет страной? (президент)
(Приложение 1 Слайд 15)
14 вопрос: Как называлось наше государство в старину? (Русь)
(Приложение 1 Слайд 16)
- Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.
- Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? ( НАЦИОНАЛЬНОСТЬ)
- Что означает слово «национальность»? (ответы детей).
- Устали? Давайте немного отдохнём.
4. Презентация (вторая часть).Встаньте дети, встаньте в круг (встают, поворачиваются вокруг себя)
Я твой друг и ты мой друг (поворачивают голову влево, вправо)
Влево, вправо повернитесь (поворачивают корпус влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь (улыбаются и разводят руки)
Руки к солнцу протянули, (тянуться вверх, встав на носочки)
Лучики поймали и к груди скорей прижали (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди (шагают)
Ты на мир ясней гляди (разводят руки в разные стороны).
Ребята, давайте продолжим нашу беседу.
Народ - «новый род», «народившийся род» людей, объединенных одной общей территорией, люди, имеющие близкое родство.
(Приложение 1 Слайд 17)
С течением времени из близких народов сформировались группы людей, которые имеют один язык и общее происхождение, корни.
Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями.
Национальность – это принадлежность человека к определенной нации.
Национальность – это принадлежность человека к той или иной исторически сложившейся общности людей со своими отличительными признаками, традициями, обычаями, верованиями.
Россия — многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский. (Приложение 1 Слайд 18).
Согласно Конституции Россия является многонациональным государством. На территории страны проживает вместе десятки больших и малых народов.
Россияне — это не только русские, но и татары, башкиры, евреи (Приложение 1 Слайд 19), удмурты, чуваши, якуты (Приложение 1 Слайд 20), чукчи, адыгейцы, осетины (Приложение 1 Слайд 21), азербайджанцы, буряты, калмыки (Приложение 1 Слайд 22).
А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Слово религия означает «благочестие, святыня» (Приложение 1 Слайд 23). На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.
А вы знаете другие религии?
- Мусульманство (Приложение 1 Слайд 24). Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.
- Буддизм. (Приложение 1 Слайд 25). Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых – правдивость.
Религий много, но все они учат быть честными и порядочными людьми, соблюдать законы государства и не поступать против совести.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. (В.Степанов)
(Приложение 1 Слайд 26)
5. Физкультминутка «Родина»6. Упражнение «Сложите листок»Нет на свете родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей (изображают «богатыря»)
Вот она, по имени Россия, (шагают на месте, разводят руки в стороны)
От морей простерлась до морей.
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля (плавные взмахи руками).
Ребята, предлагаю вам поиграть. Внимательно слушайте задание и выполняйте его, только не нужно переспрашивать и уточнять. Делайте так, как вы поняли мою инструкцию. Хорошо? (дети отвечают)
Детям раздаются одинаковые листочки бумаги, выполняют задания ведущего самостоятельно, не повторяя за другими участниками.
Задания:
- сложить листочек пополам;
- оторвать верхний правый уголок;
- сложить еще раз пополам;
- оторвать нижний левый уголок;
- сделать в середине дырочку;
- сложить еще раз пополам;
- оторвать нижний правый уголок;
- разворачиваем свои «снежинки» и сравниваем со всеми.
В результате получается, что все участники находились в одинаковых условиях, выполняли одинаковые команды ведущего, а результаты получились разными. Это говорит о том, что все мы разные, но живем в одном обществе, поэтому нужно придерживаться правил общества и с уважением относиться друг к другу.
7. Групповая поделка «Мы разные, но мы вместе» Ребята, сегодня мы сделаем с вами общую поделку «Мы разные, но мы вместе». Давайте работать дружно, слаженно. Будем не мешать, а помогать друг другу. Согласны? (Дети отвечают).
Воспитатель показывает на лист ватмана, на котором заранее написаны карандашом фраза «Мы разные, но мы вместе» и контур Земли в центре листа.
Теперь приступим к работе, строго следуя моим указаниям:
- Давайте прочитаем, что здесь написано (Дети читают надпись).
- Разукрашиваем цветными карандашами буквы. (Рисунок 1)
- Разукрашиваем цветными карандашами Землю. (Рисунок 2)
- Выбираем краску любого цвета.
- Аккуратно кисточкой наносим краску (или краски) на ладонь. (Рисунок 3, Рисунок 5)
- Делаем отпечаток на листе ватмана. (Каждый ребенок делает это по очереди). (Рисунок 4, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8).
- Наша работа готова. Давайте повесим её в уголок «Наше творчество». (Рисунок 9).
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис.9 |
8. Итог занятия (рефлексия).
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Чему мы научились сегодня? (дети отвечают)
Ребята, будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину. Мы разные, но мы вместе!