Цель:
- Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения;
- Отследить связь народных песен с повседневной жизнью;
- Способствовать формированию у обучающихся
следующих универсальных учебных действий:
- Личностные: способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Задачи:
Образовательные:
- На основе уже имеющихся знаний и через вопросы помочь учащимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
- Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
- Научить вслушиваться в произведение и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
- Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
Воспитывающие:
- Привить навык самостоятельной работы;
- Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
- Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
Музыкальный материал: русские народные песни и пляска: “У зори-то у зорюшки”, “Колыбельная”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, “Милый мой хоровод” - 2 варианта, “Тонкая рябина”, “Барыня”.
Оборудование: синтезатор, СD-запись, рассказ М.Горького “Как сложили песню”, стихотворение Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?”.
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
Организационный момент | Музыкальное приветствие - Настроить учащихся на продуктивную работу на уроке. |
|
Активизация слушательской деятельности | - Над какой темой мы работали с вами на
протяжении предыдущих уроков? - На экране новая тема для нас и задачи-вопросы: -Откуда берет свое начало русская народная песня? - Жанры русских народных песен? - Значение народных песен в жизни людей? - Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века К.С. Петрова-Водкина “Полдень”. |
- Русская народная музыка |
- Рассмотрите внимательно, какие
события жизни человека изобразил художник? - Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям? |
- работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны. | |
Какая музыка здесь звучит? Р.н.п. – “Зорюшка зоря” |
Выбирают слова-характеристики – мягкая
плавная, |
|
- Отсюда мы понимаем, что музыка
сопровождает нас в различных жизненных
ситуациях, и в каждой ситуации она своя. Звучат фрагменты песен “Колыбельная” - учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их - В чем особенность интонаций этой песни? - Каково значение песен этого жанра? |
- они повторяются, покачивающиеся. - уложить спать малыша, передать любовь к ребёнку. |
|
Звучит песня “Солдатушки, бравы
ребятушки” Во время слушания учащимся предлагается подобрать музыкальные движения к песне и показать их - К какому жанру вы бы отнесли эту песню? - А для чего нужна была песня солдатам? |
- Военная - Поддерживала боевой дух |
|
Активизация исполнительской деятельности | А теперь мы с вами самостоятельно исполним эту песню, на что мы обратим внимание при исполнении? | Она маршевая ритмичная энергичная волевая смелая в мелодии яркие скачки и переходы |
Активизация слушательской деятельности | Звучит песня “Милый мой, хоровод” Предлагается учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их. - В чем особенность этой песни? С каким событием из жизни человека связана эта песня? - В чем особенность этой песни? |
- В песне интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг |
- Каково значение этой песни, зачем ее
поют? - К какому жанру отнесем эту песню? |
- Отдых после работы, праздник - Она танцевальная, спокойная, плавная, хороводная - Чтобы танцевать, отдыхать, общаться - Хороводная |
|
Звучит русская народная песня “Тонкая
рябина” Что вы скажете о произведении, которое сейчас прозвучало? |
Песня протяжная, грустная. Звучат 2 женских голоса, музыкальное сопровождение – гармонь, русский инструмент. |
|
- А сейчас я предлагаю вам прослушать
ещё одно произведение “Барыня” русская
народная плясовая - Что вы скажете о произведении? |
Выбирают слова-характеристики – мягкая плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная |
|
- Где может звучать эта плясовая? | - Яркая, задорная, завлекающая Выбирают слова-характеристики – мягкая плавная, - На народных гуляниях, на ярмарках. |
|
Коллективная деятельность | Звучит “Барыня” - по рядам выполняем движения из русских народных плясок – | переменный шаг, дроби, ковырялочка. Хоровод. |
Подведение итога | Благодаря сегодняшнему уроку, какое
очень важное знание вы обрели – ... Жизнь является источником для русской песни, а песня помогает людям жить. |
- Через народную песню можно рассказать
о жизни. Песня рождалась в беседе, разговоре. А жизнь очень многогранна и поэтому такое разнообразие жанров. |