Учебный предмет: биология и география
Класс: 6
Авторы УМК: А.И.Никишов «Введение в биологию. 5-6 класс»
Тип урока: интегрированный урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв,
- Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
- Продолжить работу по формированию у учащихся практических навыков, умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Задачи:
- Выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв и выявить сходства и различия.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
- Воспитывать умение работать в парах, группах, бережное отношение к богатству страны - почве.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Планируемый результат
- Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
- Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Основные понятия:
Почва, состав почвы, плодородие почвы, охрана почва.
Оборудование: образцы почв, материал для опытов: химические стаканы, предметные стекла, пробирки, пробиркодежатели, лупы, фильтровальная бумага, спиртовки, спички, химические ложки, фарфоровые чашки; демонстрационный столик; тест по теме, Контрольный лист - инструкция "Состав почвы", презентация «Состав и свойства почвы», компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Проверка готовности
УУД
Коммуникативные:
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
2. Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний, и выявления затруднений.
Фронтальная беседа
- Что такое почва?
- Какое основное свойство почвы?
- Что такое почвоведение?
- Заслушивание сообщение ученика об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»
- Проверка творческого домашнего задания (наблюдение за ростом и развитием семян фасоли в стаканах с песком, глиной, почвой с перегноем). Выводы учащихся.
Индивидуальный опрос (работа с тестами по вариантам) и взаимопрверка – работа в парах.
УУД
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других.
Познавательные
- умение ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу.
3. Постановка учебной задачи.
Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной…
(А.Утенкова)
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
УУД
Регулятивные:
- умение определять цель деятельности.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные:
- умение выявлять сущность, особенность объекта.
Личностные:
- самоопределение к деятельности.
4. Изучение нового материала
Практическая работа. Опыты по определению состава почв
Инструктаж ТБ
Работа в группах, заполнение контрольных листов-инструкций
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений и останки животных - перегной, переработанные микроорганизмами (бактериями и грибами).
Учитель
1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы (работа в группах)
УУД
Регулятивные:
- сохранение учебной задачи, умение правильно оценивать действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы,
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра, договариваться и приходит к общему решению..
Познавательные
- строить рассуждения, использовать схемы
Личностные
- Изучают инструкцию и проводят опыты, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: ребята, вы познакомились с составом почвы, давайте теперь более подробно рассмотрим строение и тип почв.
Демонстрация коллекции почв и типов почв (черноземы, дерново-подзолистые, серые, каштановые)
- Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости.
Организует работу с почвенной картой Москвы и МО области (приложение 5):
- По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области? (дерново-подзолистые, серые, черноземы, болотные)
- Какие почвы на севере, какие на юге? (дерново-подзолистые на севере, на юге - черноземы)
- Какие почвы занимают наибольшие площади в области? (дерново-подзолистые)
- Почему в Москве не показаны почвы? (потому что в городе снят почвенный горизонт)
УУД
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других, договариваться и приходит к общему решению..
Познавательные
- строить рассуждения, использовать карты
- поиск, отбора и структурирования необходимой информации;
- умение ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные:
- самоопределение к деятельности.
5. Рефлексия
Глазки закрываем.
Почву представляем:
Комковата, розовата.
Глиной и песком она богата.
Если правильный вести за ней уход,
Жди богатый урожай каждый год!
— Какую ошибку я допустила в стихотворении? (не розовата, а серая, тёмная, иногда чёрная. Кроме глины и песка в почве есть перегной, а также воздух и вода)
Верно ли утверждение (приложение 4):
1. Почва состоит из глины, песка и гумусового горизонта
2. Самые распространенные почвы в Московской области - это черноземы
Ответ:
1. Да верно
2. Нет, в Московской области развиты дерново-подзолистые почвы
- Какую тему изучали?
- - Какую проблему рассматривали?
- - Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:
- - Что такое почва?
- - Что входит в состав почвы?
- - Что нового узнали?
Работа с интерактивной доской
УУД
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника.
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
- умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
6. Подведение итогов выставление оценок, самооценка.
Чем полезен для вас данный урок?
- Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?
- Чему вы научились сегодня?
- С каким чувством вы заканчиваете урок?
УУД
Познавательные
- умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Коммуникативные
- умение слушать собеседника.
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
- умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
7. Домашнее задание.