Интегрированный урок (биология + география) на тему "Состав почвы". 6-й класс

Разделы: Биология, География

Класс: 6


Учебный предмет: биология и география

Класс: 6

Авторы УМК: А.И.Никишов  «Введение в биологию. 5-6  класс»

Тип урока: интегрированный урок по изучению и первичному закреплению нового материала

Цели:

  • Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв,
  • Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
  • Продолжить работу по формированию у учащихся практических навыков, умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Задачи:

  • Выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв и выявить сходства и различия.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
  • Воспитывать умение работать в парах, группах, бережное отношение к богатству страны - почве.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемый результат

  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Основные понятия: Почва, состав почвы, плодородие почвы, охрана почва.

Оборудование: образцы почв, материал для опытов: химические стаканы, предметные стекла, пробирки, пробиркодежатели, лупы, фильтровальная бумага, спиртовки, спички, химические ложки, фарфоровые чашки; демонстрационный столик; тест по теме,  Контрольный лист - инструкция "Состав почвы", презентация «Состав и свойства почвы», компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Проверка готовности

УУД

Коммуникативные:

  • уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний, и выявления затруднений.

Фронтальная беседа

  • Что такое почва?
  • Какое основное свойство почвы?
  • Что такое почвоведение?
  • Заслушивание сообщение ученика об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»
  • Проверка творческого домашнего задания (наблюдение за ростом и развитием семян фасоли в  стаканах с песком, глиной, почвой с перегноем). Выводы учащихся.

Индивидуальный опрос (работа с тестами по вариантам) и взаимопрверка – работа в парах.

Приложение №1

УУД

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать речь других.

Познавательные

  • умение ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу.

Презентация.

3. Постановка учебной задачи.

Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной…
(А.Утенкова)

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? 

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

УУД

Регулятивные:

  • умение определять цель деятельности.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

  • умение выявлять сущность, особенность объекта.

Личностные:

  • самоопределение к деятельности.

4. Изучение нового материала

Практическая работа. Опыты по определению состава почв

Инструктаж ТБ

Работа в группах, заполнение контрольных листов-инструкций

Приложение №2

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений и останки животных - перегной, переработанные микроорганизмами (бактериями и грибами).

Учитель

1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы (работа в группах)

УУД

Регулятивные:

  • сохранение учебной задачи, умение правильно оценивать действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы,
    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра, договариваться и приходит к общему решению..

Познавательные

  • строить рассуждения, использовать схемы

Личностные

  • Изучают инструкцию и проводят опыты, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: ребята, вы познакомились с составом почвы, давайте теперь более подробно рассмотрим строение и тип почв.

Демонстрация коллекции почв и типов почв (черноземы, дерново-подзолистые, серые, каштановые)

Приложение 3, Приложение 4

- Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости.

Организует работу с почвенной картой Москвы и МО области (приложение 5):

- По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области? (дерново-подзолистые, серые, черноземы, болотные)

- Какие почвы на севере, какие на юге? (дерново-подзолистые на севере, на юге - черноземы)

-  Какие почвы занимают наибольшие площади в области? (дерново-подзолистые)

- Почему в Москве не показаны почвы? (потому что в городе снят почвенный горизонт)

УУД

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других, договариваться и приходит к общему решению..

Познавательные

  • строить рассуждения, использовать карты
  • поиск, отбора и структурирования необходимой информации;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

  • самоопределение к деятельности.

5. Рефлексия

Глазки закрываем.
Почву представляем:
Комковата, розовата.
Глиной и песком она богата.
Если правильный вести за ней уход,
Жди богатый урожай каждый год!

— Какую ошибку я допустила в стихотворении? (не розовата, а серая, тёмная, иногда чёрная. Кроме глины и песка в почве есть перегной, а также воздух и вода)

Верно ли утверждение (приложение 4):

1. Почва состоит из глины, песка и гумусового горизонта

2. Самые распространенные почвы в Московской области - это черноземы

Ответ:

1. Да верно

2. Нет, в Московской области развиты дерново-подзолистые почвы

  • Какую тему изучали?
  • - Какую проблему рассматривали?
  • - Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:
  • - Что такое почва?
  • - Что входит в состав почвы?
  • - Что нового узнали?

Работа с интерактивной доской

УУД

Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника.

Познавательные:

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

6. Подведение итогов выставление оценок, самооценка.

Приложение №6

Чем полезен для вас данный урок?

- Помогут ли вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Чему вы научились сегодня?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

УУД

Познавательные

  • умение устанавливать связь  между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные

  • умение слушать собеседника.

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

7. Домашнее задание.

Фото к уроку.